Те, кто не играл, наверное прочитали заголовок и выпали в осадок. Так... эта статья выйдет в апреле, поэтому передаю вам привет из марта. Мартовский Ксен 2023 года прошёл «Atomic Heart», после чего память не внезапно подкинула серию «BioShock». Мы с вами уже столько раз касались этой игры, на самом деле. История «Irrational Games» была, история создания «Больших Папочек» была. Даже Элизабет по косточкам разобрали в своё время! Но вот обзора самой игры не было. А тут как раз ремастер первых двух частей завезли пару лет назад. Итак :-) Поехали!
Ностальгия: почему вспомнил именно эту игру?
Но сначала воспоминание. А как же! Октябрь 2007 года. Ко мне в руки попадает журнал «Лучшие Компьютерные Игры» с «Большим Папочкой» на обложке. Почему, кстати, я выделял «ЛКИ» среди прочих журналов? Там были очень классные прохождения (это ещё до эпохи стримеров!). Одним словом, прочёл и загорелся. Меня почему-то так впечатлили «Большие Папочки» тогда... видимо, опять отсылка к моей любви к меха (хотя это далеко не меха). Но сам факт! Шагает здоровый такой лоб в допотопном костюме водолаза. Шик? Шик. Купил первую пиратку. Не пошла, как я ни бился. Купил вторую пиратку. И вот она уже полетела. Сейчас проходил и вдруг понял, что раньше играл с английской озвучкой. Короче! Серия «BioShock» заставила меня почувствовать себя избранным в настольном братстве, которого тогда ещё не было. Это сейчас я знаю, что игра стала культовой в некотором роде, но тогда вокруг не оказалось людей, кто мог бы разделить со мной радость от игрушки. Большинство проходило мимо, а те, кто играл, как-то не оценили. Ну... их право, мне игра очень нравится.
Сюжет. Утопический городишко «Восторг»
1960 год. Посередине Атлантического океана случается авиакатастрофа, в которой выжил лишь один пассажир — Джек. По счастливой случайности самолёт падает близ маяка, в котором находится тайный вход в подводный город «Восторг». «Восторг» — это утопический городок Эндрю Райана (он, оказывается, имеет белорусские корни), промышленного магната. Райан мечтал построить городок, в рамках которого творческие и богатые личности будут чувствовать себя свободными. Свободными от политики, от религии и так далее. Что характерно, Райан построил такой город и назвал его «Восторг». Изначально всё шло по плану — «рай» работал и обслуживался. Но потом жители сожрали сами себя, упившись свободой.
Райан пытался ввести жёсткий контроль, нарушив собственные же идеалы, но не помогло. Город наводнили мутанты-наркоманы, а выжившие люди заперлись в своих квартирах. Там отдельная история, на самом деле, ибо нужна пояснительная бригада, что расскажет про причины появления мутантов-наркоманов. Если есть желание, чирканите в комменты. Напишу историю падения «Восторга». Джек, которому некуда податься, втягивается в историю «Восторга», согласившись помочь некоему персонажу по имени Атлас спасти его семью. Ну а дальше город раскрывает свой истинный лик.
Как всё это реализовано с точки зрения игры?
Под нашим контролем находится как раз Джек, спустившийся в «Восторг». Левая рука Джека заточена на использование «плазмидов», с помощью которых он, словно с помощью магией, разит врагов (огонь, лёд, рой насекомых, электричество и так далее). На старте дадут лишь один «плазмид», но в процессе прокачаемся (будет расти и «ранг» «плазмидов» — со временем можно будет забрать более эффективные «заклинания»). Правая же рука Джека заточена под обычное оружие: пистолеты, дробовики, «Томми-ганы», арбалеты и так далее. У Джека есть два основных параметра, которые тоже можно прокачать: «ЕВА» (аналог маны, на котором работают «плазмиды») и классическое здоровье.
Боезапас, аптечки и «ЕВУ» можно пополнять с помощью многочисленных торговых автоматов, что в ощутимых количествах встречаются по пути следования ГГ. Предварительно автоматы можно взломать, пройдя квест с водной трубой, дабы уменьшить цену снеди / дабы в аппарате появилось больше лута. Естественно, Джеку будут противостоять многочисленные враги, коих я поделил бы на три категории: мутанты, «Большие Папочки» и систему защиты города. Мутанты представляют из себя бывших людей, окосевших от вещества «АДАМ», что атакуют Джека с помощью оружия / «плазмидов». «Большие Папочки» тоже когда-то были людьми, но стали закованными в водолазные костюмы телохранителями для «Маленьких Сестричек». Эти девочки пропитаны «АДАМОМ» с пелёнок и, хоть город и не функционирует, продолжают по привычке собирать его с покойников.
Защитная же система города представлена в виде многочисленных камер, допотопных коптеров и турелей, что будут атаковать ГГ при любой удобной возможности. Соответственно, защитную систему тоже можно взломать, заставив её работать на себя. Плюс! Джек постепенно будет набирать «тоники», дающие ему преимущества в разных областях. Один тоник упростит взлом системы, второй повысит броню Джека, третий даст ему возможность эффективнее лечиться. И так далее, тысячи их. «Тоники» (они тоже на основе «АДАМА»), как и «плазмиды», со временем можно будет прокачать. И, конечно же, здесь можно прокачать оружие в спец. аппаратах под названием «Власть народу». Бесплатно, но один бафф на одно оружие — потом аппарат закроется. Иными словами, это линейный шутер от первого лица, в рамках которого необходимо пробежать часть «Восторга» и всплыть в итоге на поверхность. Концовок здесь 3, и зависят они от того, как вы будете обращаться с «Маленькими Сестричками» :-)
Пояснительная бригада. Для того, чтобы прокачивать ваши «плазмиды» и «тоники», нужен «АДАМ». Единственным сосредоточением «АДАМА» на локациях являются «Маленькие Сестрички», защищаемые «Большими Папочками». Когда папаша будет мёртв, у вас будет выбор: опустошить «Сестричку» полностью, убив её, или забрать немного «АДАМА», тем самым исцелив девочку. Соответственно, если вы не убьёте ни одной девочки, они помогут вам в решающем бою + подадут вам стакан воды в старости. Если будете крошить их по полной программе, то обретёте власть в «Восторге», а на сушу начнут нападать местные мутанты. Если вы убьёте лишь первую «Сестричку», то концовка будет идентична второй, но изменится закадровый текст. В целом, есть ощущение, что разработчики таким образом подстраховались на случай провала «BioShock», ибо игра выглядит законченной. Но народу понравилось, так что стали пилить вторую часть. А потом и третью. А потом и DLC. А потом закольцевали.
Увы, былого восторга уже нет, ибо история в своё время довольно хорошо отпечаталась в памяти. Но, тем не менее, игруля стоящая, а ремастер пошёл ей только на пользу. Благодарю вас за внимание и интерес, народ!