Одно из красивейших мест Крыма, удивительное и величественное место, откуда открывается завораживающий вид на Ласпинскую бухту и урочище Ласпи, самая высокая точка трассы Севастополь-Ялта - это Ласпинский перевал, смотровая площадка Ласпи.
Первое, что бросается в глаза, при подъезде к Смотровой (помимо зданий кафе) - это Храм-часовня Рождества Христова.
Аккуратное, белоснежное здание с карнизами и колоннами очень органично вписано в общий скальный пейзаж.
Храм-часовня построен был в 2003г. к 2000-летию Рождества Христова, при попечительстве губернатора Ямало-Ненецкого округа Ю. В. Неёлова.
Окончательные же работы были завершены в 2012г. при попечительстве губернатора Ямало-Ненецкого округа Д.Н. Кобылкина 28 июля 2012 года.
Храм является двухуровневым:
• в нижней части храма основную композицию составляют Рождественские Ясли, однако посмотреть их довольно сложно, т.к. вход туда довольно часто бывает закрыт;
• в верхнем же храме главное убранство - это очень красивые настенные росписи! Рождественский сюжет раскрыт полностью, максимально просто и красочно!
Автором часовни является известный севастопольский архитектор - Георгий Григорьянц, в список его работ входят: часовня Георгия Победоносца на Сапун-горе, храм святителя Филиппа митрополита Московского, часовня святого благоверного князя Александра Невского - в городе Севастополе и многих других архитектурных объектов.
Георгий Саркисович для оформления фасада часовни выбрал стиль неоклассицизма, выражающийся в строгости и ясности, а также стремлении к высоким нравственным идеалам. Стройные беломраморные колонны создают впечатление легкости и изящества здания.
В таком же стиле сооружена и колокольня храма, стоящая справа от часовни.
Однако, заметить колокольню, человеку, впервые приехавшему на перевал, довольно трудно из-за стихийной торговли, разбросанной по всей территории. Красота общей композиции искажена вывесками и пристроенными ларьками.
Баллюстрады и арочные своды затушевались среди пёстрого ассорти букв и металлических обшивок…
Эта же проблема касается и лестницы, ведущей на Смотровую площадку.
Лестница на смотровую разместилась в скале имени Н.Г. Гарина-Михайловского.
В России в конце XIX века Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был известен в качестве гениального инженера-путейца, который участвовал в строительстве Великого Сибирского рельсового пути (Транссибирской магистрали), а также строил Закавказскую железную дорогу, Казань-Сергиевы Воды и др.
В 1890 г. Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны за строительство сложной дороги из Уфы в Златоуст.
Помимо таланта инженера-практика, Гарин-Михайловский обладал литературным даром. Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», «Несколько лет в деревне».
В 1892 г. журнал «Русское богатство» печатает повесть «Детство Темы», а чуть позже «Русская мысль» – сборник очерков «Несколько лет в деревне». О последнем произведении А. П. Чехов писал: «Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато середка – сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй».
К нему присоединяется писатель Корней Чуковский: «…Несколько лет в деревне» читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют, как любовные сцены».
Личность великого инженера и писателя была до того разносторонней, что он покрыл себя ещё и славой путешественника. Он побывал в Америке, Японии и во многих странах Европы.
Участвовал в северокорейской экспедиции, результатом которой стало появление на свет Сборника корейских сказок.
Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 г.
Так каким же образом Николай Георгиевич Гарин-Михайловский связан с Ласпинским перевалом? И почему одной из скал Крымских южных гор посчастливилось носить его имя?
Дело было весной 1903 г., Гарина-Михайловского назначили начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам, поэтому разработал 84 варианта электрической дороги и по 22-м из них сделал подробнейшие расчёты по крайнему пределу экономии. Каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники.
Строительство дороги должно было начаться весной 1904 г., однако в начале XX века строительным замыслам было не суждено стать реальностью, т.к. началась русско-японская война.
Вот как о нём писал А.И. Куприн: «Николай Георгиевич был занят изысканием для постройки электрической железной дороги через весь Крымский полуостров от Севастополя до Симферополя через Ялту. Этот огромный план давно уже привлекал внимание инженеров, но никогда не выходил из области мечтаний. Михайловский первый вдохнул в него живую душу и по чести может быть назван его отцом и инициатором. Он нередко говорил своим знакомым, полушутя-полусерьёзно, о том, что постройка этой дороги будет для него лучшим посмертным памятником...
Только в далёких 1960-х годах, дорога Севастополь-Ялта была таки проложена, но не железнодорожная, а автомобильная и сооружал её Ордена Трудового Красного Знамени трест «Юждорстрой» Министерства дорожного строительства УССР по проекту Киевского филиала «Союздорпроект». Но «соавтором» этого проекта, отметили и известного инженера-писателя Н. Г. Гарина-Михайловского.
Открытие южнобережного шоссе Ялта-Севастополь состоялось в 1972 году.
Труды Николая Георгиевича оказались не напрасны.
Поднявшись по лестнице вдоль скалы, на высоте 355-ти метров, можно увидеть восхитительную панораму.
Горы, море, урочище Ласпи и автомобильные дороги, змейками вьющиеся среди деревьев.
Что видно со Смотровой площадки на Ласпинском перевале?
✳️ Часть хребта Донгуз-Орун ( в переводе с тюркского- «Свиное место»), а именно - её крайнюю левую вершину - Аджер-Канат ( с тюркского- «Крыло дракона»).
Весь хребет прекрасно просматривается с берегов Ласпинской бухты и с любой точки урочища Ласпи.
✳️ Посередине видна Гора Шабурла-Кая, она стоит поодаль от хребтов Байдарской яйлы. У её подножия расположилось придорожное кафе, чуть выше стоят гостевые дома.
✳️ Правее Шабурлы видна гора Кучук-Текне-Бель (в переводе с тюркского - «Малое корыто») она является вершиной ещё одного хребта Байдарской яйлы - Форос-Богаза.
Богаз переводится, как «перевал».
✳️ Правее, ближе к морю, видны горы-отщепенцы - хребет Деликли-Бурун (в переводе «Дырявый гребень» или «Лягушка») с вершиной Ильяс-Кая и отдельно стоящая гора Мачук.
Между Деликли-Бурун и Ильясом проходит ВИА ФЕРРАТА - «железная тропа» для любителей скалолазания и альпинизма.
На горе Ильяс-Кая археологи нашли остатки древнегреческого монастырского храма, освященного в честь пророка Ильи, поэтому гора носит имя пророка - «Гора Ильи».
✳️ Между горными вершинами можно увидеть группу скальных формирований - это, геологический памятник природы «Скалы Тышлар», так называемый - «Храм Солнца». У него есть также другие имена: Каменный цветок, Зубы дракона и Семь пальцев.
Это популярное место туристического маршрута, сюда часто ездят школьными группами, объединяя поход к Храму Солнца с восхождением на г.Ильяс-Кая.
✳️ Также видна почти вся Ласпинская Бухта, считается, что её окаймляют мыс Айя с запада (с площадки его не разглядеть) и мыс Сарыч с востока.
Мыс Сарыч считается самой южной точкой Крыма.
Береговая линия залива протянулась между мысами на целых 12 км, а его чаша имеет диаметр около 2,5 км.
Ласпинская Бухта - любимое место для дайверов из-за высокой прозрачности воды. А ведь когда-то в прошлом, большое количество геотермальных источников, создавали минерализованную глину по всему побережью бухты.
Собственно, из-за этой глины Ласпинскую бухту так и назвали, «Ласпи» происходит от греческого слова λάσπη - «грязь».
В 1790 году, после землетрясения, источники ушли под землю и Ласпинская Бухта, очистившись от грязи, стала одной из самых чистых бухт Крыма.
✳️ Со смотровой прекрасно видно Урочище Ласпи, которое раскинулось вдоль побережья Черного моря, от Ласпинского перевала до мыса Сарыч. Иногда это место называют Ласпинской долиной, которая с 80-х годов прошлого века является заповедным местом. Ранее урочище носило название «Скалы Ласпи». В 2018 году на его месте создали природный ландшафтный заказник «Ласпи».
Нельзя не сказать о чудесной флоре Урочища. Здесь растут:
🌱Реликтовые сосны Станкевича;
🌱 Вечнозеленые (лиственные) земляничные деревья;
🌱 Светолюбивые пушистые дубы;
🌱 Многовековые рощи можжевельника высокого;
🌱 Понтийская иглица;
🌱 Ароматные жасмин и ладанник;
🌱Около двадцати видов красивейших крымских орхидей, среди которых наиболее интересной является Комперия Компера – редчайшее растение в Крыму.
Ласпинский перевал обладает такими сооружением, как - Противообвальная галерея.
Она частично видна со Смотровой площадки, но лучше всего обзор на неё открывается с дороги.
В её функции входит защита трассы от камнепада. Её также называют путепровод-галерея или ребристый тоннель.
Противообвальную галерею построили сразу вместе с дорогой Ялта-Севастополь, на ретро фото она присутствует уже в 1973г.
В наше время желающие острых ощущений взбираются на её крышу и делают панорамные снимки, заодно показывая множество камней на её поверхности и по соседству. Этими фотографиями они подтверждают правильность инженерного решения о создании здесь защитного путепровода.
Ласпинская Смотровая - одна из самых красивых обзорных площадок Крыма!
В её панораме гармонично объединились горы, море и зелёное море Урочищ с живописными дорогами…