Найти тему
Максим Бурмистров

Усадьба Лопасня-Зачатьевское: обязательна к посещению!

Случаются в жизни удивительные события, встречи, знакомства, и вот одно из них – виртуальное знакомство с Читательницей моего канала, Зоей Ал, увлеченной, как и мы с супругой, историей русских дворянских усадеб, привело нас в подмосковный Чехов, в старинную усадьбу Лопасня-Зачатьевское, которая каким-то удивительным образом до этого момента попросту выпала из нашего «усадебного кругозора»!
Непостижимо, но как мы могли ничего не слышать про это чудо, существующее буквально у нас под боком, поэтому тянуть не стали, в первый же выходной живо собрались и мотанули за город. Погода весенняя – то, вроде, пробивается солнечный лучик сквозь расходящиеся в стороны свинцовые одеяла, то влупит по путешественникам зарядом белой дроби, закрывающей вообще все окружающее своей летящей к земле, завесой.
К прибытию в Чехов вдруг распогодилось, так что даже можно было надеяться получить пару кадров без снегопада, поэтому наскоро припарковав машину, я, протопав по снежной целине, приникаю к чугуну забора – так вот ты какая, неизведанная русская усадьба!

Первый снимок, но уже впечатляет!
Первый снимок, но уже впечатляет!

Окружающее, усадьбу, пространство густо заселено разношерстным народом, есть хижины, бандитские замки-заброшки с легко узнаваемой архитектурой лихих 90-х, есть дома зажиточных горожан, рядом с усадьбой краснокирпичные руины чего-то явно старинного, сразу подозреваем, что это часть бывших усадебных хозяйственных построек, и точно – это конный двор, а вернее, то, что, увы, от него осталось…

Останки сгоревшего строения (слева) выдают в нем старину, но зданию нужна очень серьезная реставрационная помощь!
Останки сгоревшего строения (слева) выдают в нем старину, но зданию нужна очень серьезная реставрационная помощь!

Продвигаясь по скользкой обледенелой дороге в сторону усадебных ворот, замечаем еще одну замечательную достопримечательность – Анно-Зачатьевский храм, также возведенный усилиями и средствами владельцев этого места.
Уже издалека главный дом выглядел небольшим, как будто игрушечным, аккуратным, необыкновенно притягательным в этом своем особливом, по архитектурной продуманности и сдержанности, воплощении. При приближении это ощущение лишь усилилось.

Небольшой, но продуманный в каждой детали, построенный со вкусом и достаточностью, этот дом нравился нам все больше и больше.
Небольшой, но продуманный в каждой детали, построенный со вкусом и достаточностью, этот дом нравился нам все больше и больше.

Это удивительное чувство «домашности», какого-то сразу ощущаемого гостеприимства и уюта захватило нас буквально с порога и чем дальше мы будем познавать историю дома и созерцать залы и комнаты, тем больше оно будет обволакивать нас, укрывать теплом любви людей, которые жили здесь раньше и людей, которые возродили усадьбу из полной, и, казалось, необоримой разрухи, даря сегодня каждому посетителю музея радость прикосновения к нашей, к русской истории.

Необыкновенное чувство единения с историей дома и России захватывает посетителей сразу, с порога, с первых ступеней парадной лестницы.
Необыкновенное чувство единения с историей дома и России захватывает посетителей сразу, с порога, с первых ступеней парадной лестницы.

Сначала мы пошли за билетами и уже знали, что будем просить провести для нас экскурсию, потому как опыт посещения усадеб без экскурсионного обслуживания зачастую приводил к разочарованию. И здесь мы попросили сотрудницу на кассе предоставить нам гида, на что она очень вежливо ответила:
- Ой, вы знаете, у нас экскурсии по предварительной записи, но я постараюсь сейчас узнать, возможно, вам повезет и на месте будет кто-то из работников!
И нам повезло! Да это даже не так надо сказать – нам просто
несказанно повезло, что и работник оказался на месте и экскурсию он охотно согласился провести для нас двоих и что это был совершенно конкретный и удивительный человек – старший научный сотрудник музея, Михайлова Елена Юрьевна. Искренне советую – поедете в Лопасню, требуйте в проводники Елену Юрьевну, мы много общались со знающими гидами в других музеях, но такого удовольствия от рассказа не получали, наверное, никогда! Елена Юрьевна не просто знает все про усадьбу, она абсолютно погружена в родовые хитросплетения всех жителей дома, их многочисленных родственников и обладает замечательной манерой все это историческое богатство разложить по умам посетителей, да так, чтобы не перегрузить их датами, цифрами, именами и фамилиями, но при этом создает удивительный по своей наполненности и гармонии рассказ о судьбе людей, создававших дворянские гнезда и умножавших славу нашей Родины!
Из зала в зал, из древних времен к временам не столь далеким, мы постепенно двигаемся по страницам истории усадьбы, в которой слились великие имена, знатные роды, причем не всегда это были именно русские люди, а выходцы из Европы, пришедшие к нам служить Великому князю и оставшиеся здесь навсегда, обрусевшие, принявшие православие и ставшие по-настоящему нашими, по духу и судьбам, людьми.

Родовые гербы Ланских и Васильчиковых встречают нас в первом зале.
Родовые гербы Ланских и Васильчиковых встречают нас в первом зале.

Я уже давно решил не истязать Читателя подробностями наших экскурсий: о людях, датах и событиях они узнают сами, если захотят посетить эту замечательную усадьбу. Но кратко все же обрисую то, что всегда волнует меня, ведь старинный отреставрированный дом – это прекрасно, но ведь и историческое наполнение его предметами, здесь бытовавшими – дело не менее важное, чем восстановление стен.
Судьба усадьбы Лопасня-Зачатьевское, как под копирку, повторяет участь многих, известных нам, усадеб, но все же в чем-то разнится. До революции тут кипела жизнь, велось огромное хозяйство. Все окружающее пространство, ныне отгороженное заборами горожан ранее было занято всевозможными службами и хозяйственными постройками. Музей и сегодня находится в стадии попыток вернуть хоть какую-то часть территории, так как и регулярный парк, находящийся по другую сторону дома сегодня принадлежит, насколько мы поняли, городу и представляет собой зону отдыха горожан, многие из которых и не подозревают (со слов Елены Юрьевны), что гуляют по барскому парку, а не по променаду, устроенному в более позднее время.

Регулярный парк ныне не включен в усадебный комплекс и существует, как часть городской среды.
Регулярный парк ныне не включен в усадебный комплекс и существует, как часть городской среды.

После революционного вихря усадьбу разграбили, причем вещи безвозвратно исчезли то ли в музейных запасниках, где им не уделили должного внимания и не снабдили сопроводительной информацией, то ли в домах местных жителей, решивших приобщиться к прекрасному, поэтому в обстановке залов, в отличие, например, от усадьбы Полотняный завод, мало предметов мебели и вообще, любых предметов, бытовавших в доме при его нормальной, дореволюционной жизни.

В залах музея мало оригинальной мебели и предметов интерьера, которые бытовали в усадьбе, но это совсем не помеха в представлении о том, как тут все было в стародавние времена.
В залах музея мало оригинальной мебели и предметов интерьера, которые бытовали в усадьбе, но это совсем не помеха в представлении о том, как тут все было в стародавние времена.

Долгое время в усадьбе действовала обычная общеобразовательная школа, причем, удивительное дело – бывшая ученица этой школы теперь является директором музея и, опять же, со слов нашего замечательного экскурсовода, именно она создавала, выпестовывала музей, поднимала его до того высокого уровня, на котором он сейчас, без всяких преувеличений, находится.
Музей для нас лично – не просто хранилище предметов прошлого, мы уже давно это поняли, но каждый раз убеждаемся и в том, что музей обязан погружать посетителя в свою экспозицию, создавать особую атмосферу восприятия информации, но здесь с нами случилось вообще невероятное – мы ходили и ловили себя на мысли, что это волшебно-уютное здание с комнатами, в которых , казалось, и не прерывалась жизнь и в которых, будь на то наша воля, мы бы сами с радостью жили, настолько домашняя атмосфера царила в стенах старого барского дома!
Школа просуществовала в усадьбе до шестидесятых годов прошлого века, а потом здание забросили. Как водится в таких случаях, в дело включились вандалы всех мастей, а где вандалы, там и до пожара рукой подать: именно огонь довершил то, что не довершили злые человеческие руки и в девяностые, наверное, уже никто из местных жителей и не думал, что здание когда-нибудь можно не просто вернуть к жизни, но и создать в нем столь значимый музейный комплекс. Но вот – чудо, сила желания других людей, сумевших доказать важность усадьбы, связанной с известными людьми, и прежде всего, конечно, с родом Пушкиных, дала свои плоды – дом восстановлен, наполнен предметами, духом старинной русской усадьбы и правда, мы давно не радовались так тому, что здесь побывали!
В застекленных витринах старинная посуда времен давно ушедших – такая вполне могла быть и тут двести лет назад!

Посуда из разных стран, столовые приборы – все с любовью и тщанием расставлено в витринах музея.
Посуда из разных стран, столовые приборы – все с любовью и тщанием расставлено в витринах музея.

Особенность этого музея состоит в том, что возле экспонатов нет пространных пояснительных записок, сообщающих о каждом предмете, но где-то в углу каждого зала есть информационная стойка, где можно прочитать об истории и убранстве конкретного помещения. Сделано это, как оказалось, вовсе не случайно, но с единственной целью – дать возможность посетителям не просто побывать в музее, а почувствовать атмосферу ЖИЛОГО старинного родового гнезда, и на наш взгляд, это абсолютно великолепный ход, который полностью срабатывает!
В залах много картин, гравюр, этюдов. Предметы искусства находятся в окружении исторической мебели. Здесь нет перегруженности экспозиции старинными раритетами, но и нет недосказанности: как и в облике самого дома, в интерьерах все выстроено продуманно, тонко, самодостаточно.

Картины, мебель, предметы быта – все развешано и расставлено абсолютно четко, с большим вкусом и чувством меры.
Картины, мебель, предметы быта – все развешано и расставлено абсолютно четко, с большим вкусом и чувством меры.

Одни из предметов имеют непосредственную связь с домом, другие – преподнесены в дар музею от потомков владельцев усадьбы, людей неравнодушных и это прекрасно!
Вот, например, сервиз, переданный в дар от праправнучки Натальи Александровны Пушкиной, он, в свою очередь, был подарен на бракосочетание Натальи Александровны и Павла Аркадьевича Воронцова-Вельяминова.

Старинный сервиз, переданный в дар музею потомками рода Пушкиных.
Старинный сервиз, переданный в дар музею потомками рода Пушкиных.

А вот старинный резной буфет, тоже великолепное произведение резчиков прошлых веков. Атмосферная вещь, не правда ли?

Резной буфет – память об ушедшей эпохе, когда каждую вещь создавали на века и в единственном экземпляре – вот что значит настоящий раритет!
Резной буфет – память об ушедшей эпохе, когда каждую вещь создавали на века и в единственном экземпляре – вот что значит настоящий раритет!

Здесь можно увидеть и предметы повседневного обихода, как, например, вот эти курительные трубки, или набор детских игр, аккуратно сложенных в отдельный ящик.

Курительные принадлежности – мы против табакокурения, но ведь это больше произведения искусства, чем просто трубки.
Курительные принадлежности – мы против табакокурения, но ведь это больше произведения искусства, чем просто трубки.
В детском зале можно увидеть набор из «невинных игр», среди которых легко угадывается лото с деревянными бочонками, карты и домино.
В детском зале можно увидеть набор из «невинных игр», среди которых легко угадывается лото с деревянными бочонками, карты и домино.

Печей в доме много. Все они пострадали от вандалов в период безвременья, в них кладоискатели, вооруженные молотками и лопатами искали сокровища. Сейчас печи восстановлены по остаткам изразцов и ими тоже надо любоваться!

Изразцовые печи отреставрированы и приведены в первозданный вид.
Изразцовые печи отреставрированы и приведены в первозданный вид.

В усадьбе можно увидеть пианолу – прообраз современных музыкальных центров и даже в чем-то – первых ЭВМ. Специальная механическая приставка к пианино имела систему считывания информации с бумажного носителя (похоже на перфокарты и перфоленты, правда?) и передавала «задание» на механическую систему, приводящую в действие молоточки, ударявшие по клавишам фортепиано. Бумажные свитки меняли, изменяя тем самым и исполняемую, пианолой, мелодию. В любой момент пианолу можно было отодвинуть от инструмента с тем, чтобы за него сел живой человек.

Пианола – механический исполнитель.
Пианола – механический исполнитель.
Просечки на бумаге напоминают перфокарту (или перфоленту) на первых ЭВМ.
Просечки на бумаге напоминают перфокарту (или перфоленту) на первых ЭВМ.

А в женской половине свои интересные экспонаты, например, старинный веер и лорнет – вечные спутники дам на балах и в театрах.

«Дамские штучки» - уникальные экспонаты, принадлежавшие владельцам усадьбы.
«Дамские штучки» - уникальные экспонаты, принадлежавшие владельцам усадьбы.

Как называется такая кушетка? Название, вроде бы, знакомое, мы его слышали раньше, или оно даже попадалось в классической литературе, но вот что это такое, как выглядит – мы не знали до сегодняшнего дня! Это… козетка – изящная кушетка на дамской половине дома, изделие мебельщиков девятнадцатого века.

Козетка – кушетка необычной формы. Почитать книгу, отдохнуть после обеда, да и просто помечтать – на таком ложе это можно было сделать с особым удовольствием!
Козетка – кушетка необычной формы. Почитать книгу, отдохнуть после обеда, да и просто помечтать – на таком ложе это можно было сделать с особым удовольствием!

Рассказывать о предметах, собранных в усадьбе, можно долго. Но зачем, если каждый из вас сможет все это увидеть самостоятельно, прибыв в Лопасню-Зачатьевское, и не просто увидеть, но и прочувствовать все то, что прочувствовали мы.
Наш гид провел нас по всем залам, потом мы поднялись на антресольный этаж, где раньше жила прислуга и были организованы детские комнаты, а оттуда – в подвальную часть дома, где также организованы небольшие компактные экспозиции, посвященные совсем древним временам, а также результатам раскопок, проводившихся на территории усадьбы перед началом ее восстановления.
Если честно, мы прощались с Еленой Юрьевной с большим сожалением, потому что казалось, что эта экскурсия не должна была завершаться так быстро. Елена Юрьевна же, посмотрев на часы, ахнула: вместо «положенного» часа она провела с нами больше двух часов, но видимо, этот интерес был взаимен, ведь она увидела, насколько интересно нам было вместе с ней пройти по залам музея и вновь воскресить историю уникальной русской усадьбы.
На этом и я завершаю свой рассказ словами благодарности всем тем, кто сумел воссоздать из руин и пепла такое замечательное, энергетически правильное место, мы же, поблагодарив Елену Юрьевну, оставили запись в Книге посещений, купили несколько отличных книг, реализующихся в кассе музея и поехали домой.
Мы умышленно не пошли в Зачатьевский храм, потому что было чувство, что к увиденному и услышанному в музее уже не надо ничего добавлять, это как после хорошего фильма, или спектакля, когда выходишь из зала под впечатлением и еще продолжаешь им жить. Ну а кроме того, как мы сказали друг другу с супругой, сюда еще надо будет обязательно вернуться и нужно иметь дополнительный повод, оставить что-то «на потом», так что и Храм, и некрополь и, конечно, регулярный парк мы хотели бы осмотреть и посетить отдельно, дай Бог, приедем!..

Анно-Зачатьевский храм и регулярный парк – дождитесь нашего следующего приезда!
Анно-Зачатьевский храм и регулярный парк – дождитесь нашего следующего приезда!