В архивной папке лежали совершенно похожие дела за апрель-май 1773 года от пашенных солдат сёл Коровки, Малого Сапожка, Новоникольского, Чёрной речки и города Сапожка. Все они начинались с Доношения соцкого села, пятидесяцкого, десятников и всех пашенных солдат. Дальше шло описание жалоб сельских жителей.
Так Данила Назаров сын Плотников, соцкий села Новоникольского, пятидесяцкий Лука Акиншин и десятник Зиновий Лукин сообщали что многие пашенные солдаты, стараясь избежать рекрутчины, калечили себе пальцы рук и ног; другие пьянствовали и ленились, не платили подушные деньги, поэтому у них накопились многочисленные недоимки; есть такие, кто без спросу отлучался неведомо куда; а ещё есть и те, которые не хотят пахать землю и следить за хозяйством, шатаются по другим добрым домам, прося милостыню. Более того им хватает наглости подавать ложные жалобы в канцелярию на село, чем причиняют всем пашенным солдатам немалое разорение. А просит сельское общество выселить их всех, с позволения Сапожковской канцелярии, из села вон, на поселение.
Следует понять, что просто взять и пересилить в далёкие края жителей села было невозможно, поэтому предположу, что это это была заранее планируемая акция, и не только одного Сапожковского уезда. Так оно и оказалось. Наказанных доставляли в Рязань, в Переяславскую канцелярию. В Квитанции, которую получил соцкий Данила Назаров из канцелярии, ссылались на Указ Правительствующего Сената от 13 декабря 1760, с которым я ознакомилась, и он многое разъяснил. Указ был " о приёме в Сибирь на поселение от помещиков, дворцовых, синодальных, архиерейских, монастырских, купеческих и государственных крестьян, с зачётом их за рекрут. Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует."
Конкретно проступки государственных крестьян, за которые сельское общество может выслать своего соседа с семьёй, чётко не назывались. Оно само определяло те дерзости, которые они больше терпеть не хотели. В принципе, все они перечислены в доношении соцкого Данилы Назарова. Удивляет только то, что не включены в этот список воровство, драки, самосуд, которые довольно часто случались в селе. Кстати, указ требовал, чтобы будущий поселенец был не старше 45 лет
Согласно указу, все означенные к переселению пашенные солдаты были доставлены в Рязань, осмотрены в присутствии свидетелей, признаны здоровыми и годными к крестьянской работе, сами они о болезни какой-либо не заявили. Им выдали казённое платье и обувь, и содержание "на безженнаго по 20 рублей, с женою по 15 рублей, а которые с жёнами и с детьми, хотя бы несколько, или один сын, или дочь, на тех по 10 рублей".
А Данила Назаров и все пашенные крестьяне Новоникольского Самодуровка тож получил зачёт в счёт будущего рекрутского набора и вздохнули свободно, наверное.
Из Новоникольского было отправлено 5 семей "за неплатёж государственных поборов и пьянство".
1. Зот Иванов 30 лет с женою Прасковьей Тимофеевной 35 лет и с двумя сыновьями Григорием 15 лет, Василием 1,5 года.
2. Василий Егоров сын Кривченков 33 лет холостой.
3. Лукьян Кириллов сын Нечаев 29 лет с женою Марфой Никитичной и с сыном Кондратием 1,5 года.
4. Иван Фёдоров сын Нестеров 30 лет, его жена Екатерина Григорьевна и дети-Максим 4 лет, Максим 2 лет и дочерью 8 лет.
5. Лукьян Кирилов сын Нечаев 29 лет, его жена Мавра Никитична и сын Кондратий 1,5 года.
Людей собирают за месяц до наступления лета, чтобы потом по Волге отправить до Самары, а дальше сухим путём… "при настоящем поселении никому напрасного изнурения не чинить, по-всякому из них пристойное призрение показывать".
Понятно, как осваивалась Сибирь. Каждый год из центральной России шли потоки вот таких помещичьих, дворцовых, церковных и государственных крестьян. Возможно, что все у них сложилось не так уж плохо, и их потомки продолжают там жить.
Источник: РГАДА фонд 568 опись 2 док. 672