Какие только истории не происходят с нашими питомцами! Забавные и грустные, веселые и поучительные. Часто мы спасаем их, но бывает и так, что питомцы протягивают нам свою лапу помощи. И на самом деле это случается не так уж и редко.
Все мы признаем, что котики не просто диванные пушистые любимцы, а настоящие лекари, которые в трудную минуту могут своим мурчанием укротить злость, снять боль или умерить наши страдания. Уже одно только наблюдение за ними доставляет невероятное удовольствие. Можно бесконечно смотреть на то, как котики спят, вылизываются, играют или безобразничают. А их довольное урчание невозможно сравнить ни с чем. Вы можете отказаться от кошачьей терапии? Я – точно нет.
А собаки? Спасатели, поисковики, защитники, самые верные друзья и даже жилетка, в которую можно безопасно поплакать в моменты слабости.
Но бывает и так, что собаки или кошки спасают наши жизни, предупреждая о надвигающейся беде. Как они это делают, откуда узнают, что может вот-вот произойти? Почему пытаются предупредить нас? Что это – благодарность за то, что мы когда-то их спасли или инстинкт? А может быть объяснение лежит совсем в другой области? И истина, как всегда, где-то рядом.
Однажды и со мной произошла такая история. Но – обо всём по порядку.
Леся, красивая рыжая метиска, похожая на восточносибирскую лайку, появилась в нашей семье двенадцать лет назад. Однажды ранней весной я возвращалась с работы домой. Наступали сумерки, краски блекли, поднялся небольшой ветер. Стало подмораживать. Я торопилась поскорее оказаться в тепле, как вдруг заметила что-то рыжее, ярко выделявшееся на подтаявшем снеге. Я присмотрелась и увидела, что это щенок, который старательно тормошил мусорный пакет, пытаясь добыть что-то съестное. Я было решила ускорить шаг и пройти мимо, но не смогла. Вместо этого я подошла поближе и тихонько позвала:
- Эй, малыш!
Щенок поднял мордочку. На меня смотрели доверчивые карие глаза, а хвостик закрутился из стороны в сторону. Я, потерявшись в этих глазах, присела на корточки и протянула руку. Малыш осторожно её обнюхал, потом поднял пустой пакет из-под молока и положил к моим ногам. Я рассмеялась.
- А ты, оказывается, заботливый, ой, заботливая, - приглядевшись, проговорила я. – И что же мне с тобой теперь делать?
Рыжая девочка прижалась к моей ноге и улыбнулась своей особенной, только ей свойственной улыбкой. Она всегда так будет улыбаться. И даже сейчас, когда Леся уже стара, её улыбка осталась прежней: доброй, милой и немного лукавой. А тогда я стояла на пронизывающем ветре и думала, как поступить. Дома со мной в то время жил Никитка, полуфранцузик, полупудель, совершенный крокодил, который готов был сожрать любого четвероногого, покусившегося на его хозяйку. В маленькой однокомнатной квартирке спрятать девочку было невозможно. И я принялась обзванивать друзей в поиске приюта на время стройки дома и переезда.
В итоге на передержке Леся повела почти год. И весь этот год строго раз в неделю, а в лучшие дни и пару раз, я ездила к малышке и смотрела, как она растет, меняется, взрослеет, вредничает и, наконец, превращается в роскошную собаку. На мой день рождения 28 октября 2012 года Леся торжественно въехала в свой новый дом. К тому моменту Никите было уже 14 лет. Он состарился, плохо ходил, полностью ослеп, и на улицу я выносила его на руках. Но даже в таком состоянии он смог догнать и больно укусить Лесю, после чего она стала его опасаться и всегда старалась обходить стороной. Дома большую часть времени он спал, а девочка блаженствовала, сидя рядом или разгрызая очередную пару тапок. Никиты не стало спустя год. Он не дожил до своего пятнадцатилетия всего две недели.
Потом у нас появятся и другие собаки: Бусинка, Кургаша, Марик, первый кот Сёмочка и многие-многие другие. Каждый питомец со своим уникальным характером и особенностями, которые будут раскрываться всю их жизнь рядом с нами.
Но сейчас я хочу рассказать одну историю, которая произошла в 2016 году.
Весна тогда выдалась ранняя. Снег растаял быстро, первые листья появились уже в середине апреля. Днём я работала, в перерывах занималась огородом, а вечером лихорадочно вязала пледы, шали и игрушки для предстоящей ярмарки. Ещё надо было успеть проверить уроки, помочь с домашним заданием сыновьям и позаниматься подготовкой к школе с дочерью. Муж пропадал на тренировках и часто уезжал в другие города на соревнования, так что большую часть времени мы были предоставлены самим себе.
Так произошло и в тот день.
- Ты уже собрался? – спросила я, поднимаясь на второй этаж. Дети ложились спать, а супруг уезжал на неделю в Петербург на крупные соревнования.
- Да, вроде ничего не забыл.
- Ну, хорошо. Позвони, как доберёшься.
- Конечно.
Я проводила мужа до калитки и вернулась. Марик и Кургаша выбежали во двор, а Леся чинно зашла в дом и улеглась рядом с креслом, где я разместилась с вязанием. Было около девяти вечера. Дома стояла тишина. Дети уже спали. Только с улицы доносилось игривое рычание Марика с Кургашей.
- Неугомонные, да? – сказала я Лесе, которая в ответ застучала хвостом по полу. – Время спать, а они носятся, как угорелые. Вот что значит щенки.
Леся улыбнулась, положила голову на лапы и вздохнула. Я тихонько отсчитывала петли и ряды. Шаль выходила красивая и нежная, и я надеялась, что кому-нибудь на ярмарке она понравится.
Когда занимаешься рукоделием, погружаешься в какое-то медитативное состояние, словно попадаешь в другое измерение. Плед или шаль потихоньку вырастают прямо у тебя в руках, и этот процесс приносит удовлетворение, радость и отдых. На душе разливаются покой и благодать. Я отрешилась от всех забот, как вдруг заметила, что Леся настороженно подняла голову.
- Что случилось? – спросила я.
Собака встала, напряжённо постояла, словно к чему-то прислушиваясь, а потом выбежала в коридор.
- Тебя в туалет выпустить? – я подошла к двери, но Леся смотрела совсем в другую сторону. Я сделала еще одну попытку открыть входную дверь, но девочка её проигнорировала. Она упорно смотрела на лестницу на второй этаж.
Леся не может подниматься по ступенькам. На задней правой лапке у неё нет пальцев. Что произошло, и как она их потеряла, я не знаю. Такой я её нашла. Бегать, прыгать и играть это увечье ей не мешает, но лестница оказалась непреодолимым препятствием.
Со второго этажа не раздавалось ни звука. Я пожала плечами и отправилась было обратно в кресло к своему вязанию, как Леся сделала то, чего не делала дома никогда – грозно и громко залаяла.
- Ого! – воскликнула я. – Ты чего? Что случилось? Тише, детей разбудишь.
Но девочка не замолкала. Её лай перешел в скуление, а потом и в протяжный вой. Меня прошиб холодный пот. Я присела перед Лесей на корточки, взяла её мордочку в руки и заглянула в глаза, но она вырвалась. Девочка явно что-то отчаянно пыталась мне сказать, но я никак не могла понять, что.
- Ты хочешь, чтобы я поднялась на второй этаж? Но там ничего нет. Только дети спят.
Леся начала беспокойно ходить вдоль ступеней, всё время смотрела наверх и скулила. Я сдалась. Тихонько поднялась на второй этаж, включила свет в коридоре и остолбенела. Весь коридор – это одна большая библиотека. Стеллажи полностью заставлены книгами. И вдоль одного из стеллажей стояла гладильная доска с упавшим на неё утюгом, из-под которого уже поднимался дым. Видимо, в спешке супруг забыл выключить утюг и задел его сумкой. Перед мысленным взором у меня пронеслись страшные картины пожара. Ещё несколько минут, и ткань бы вспыхнула. А рядом – горы книг. Я трясущимися руками схватила утюг, выдернула его из розетки, оторвала тлеющую ткань и бросила её в унитаз. Потом зашла к детям, которые мирно спали и не знали, какая опасность им грозила. Я осторожно прикрыла дверь и на трясущихся ногах спустилась вниз. У лестницы сидела спокойная Леся и внимательно смотрела на меня. Я обняла ее за шею и сказала:
- Спасибо тебе, Лесенька! Ты спасла нас всех. Ты самая удивительная собака…
Чуть позже мы вместе вышли на улицу. Звезды перемигивались с ярким полумесяцем, ветер стих и стояла глубокая тишина. Марик и Кургаша, набегавшись, устремились в дом, а мы с Лесей, усевшись на крыльце, ещё долго сидели и смотрели в темноту, думая каждая о своем.
Почему животные приходят к нам на помощь? Что заставляет их спасать своих хозяев, когда они могут просто убежать и тем самым избежать опасности, которая грозит им самим? Наверное, всё можно объяснить очень просто. Но мне нравится думать, что питомцы просто очень нас любят и не хотят, чтобы с нами случилась что-то плохое.
© Наталья Кадомцева
01 марта 2023 года