Найти в Дзене

Одна из самых глупых причин авиакатастрофы

Иногда причины катастроф бывают поразительно глупыми. (Я кстати уже писал о самых нелепых причинах авиакатастроф). А с глупостью часто бок о бок идут невнимательность и забывчивость… 19 мая 1978 года Ту-154Б Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Баку—Ленинград. На борту находилось 134 человека. В кабине, кроме командира (совершал свой первый полёт в этой должности), второго пилота, штурмана и бортинженера, присутствовал бортинженер-инструктор. Пока самолёт пролетал над Калининской (Тверской) областью на высоте 9600 метров, бортинженер-инструктор и второй пилот увлечённо обсуждали работу систем управления. Никто не заметил как падают обороты двигателей. Вскоре они и вовсе остановились, а следом отключились генераторы. Органы управления лайнером оказались частично обесточены. Пилоты обнаружили проблему с генераторами когда самолёт задрал нос, накренился вправо и у него начала падать скорость. Только после парирования крена и кабрирования, спустя минуту с момента отключения генераторов, эки

Иногда причины катастроф бывают поразительно глупыми. (Я кстати уже писал о самых нелепых причинах авиакатастроф). А с глупостью часто бок о бок идут невнимательность и забывчивость…

19 мая 1978 года Ту-154Б Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Баку—Ленинград. На борту находилось 134 человека. В кабине, кроме командира (совершал свой первый полёт в этой должности), второго пилота, штурмана и бортинженера, присутствовал бортинженер-инструктор.

Ту-154
Ту-154

Пока самолёт пролетал над Калининской (Тверской) областью на высоте 9600 метров, бортинженер-инструктор и второй пилот увлечённо обсуждали работу систем управления. Никто не заметил как падают обороты двигателей. Вскоре они и вовсе остановились, а следом отключились генераторы. Органы управления лайнером оказались частично обесточены. Пилоты обнаружили проблему с генераторами когда самолёт задрал нос, накренился вправо и у него начала падать скорость.

Только после парирования крена и кабрирования, спустя минуту с момента отключения генераторов, экипаж выяснил, что причина происходящего – остановившиеся двигатели. Для сохранения скорости на уровне 500 км/ч, пилоты начали снижение, подав сигнал бедствия и попутно пробуя запустить двигатели. Но все пять попыток оказались неудачными. Тогда на высоте 5 км экипаж попытался запустить вспомогательную силовую установку. Но и это ему не удалось, так как установка конструктивно могла использоваться только на высоте до 3 километров.

Ближайший аэродром находился в городе Бежецк на расстоянии 65 километров. Командир понял, что без двигателей до него не дотянуть и решил совершить вынужденную посадку на любую подходящую площадку. Дело было днём в ясную погоду и экипаж разглядел внизу подходящие ячменные и картофельные поля. Бортпроводники и пассажиры были проинформированы о ситуации, они пристегнули ремни и приготовились к жёсткой посадке.

При приземлении самолёт правым крылом врезался в дерево и покатился по полю 150 метров. Затем он оторвался от земли, пересёк лесополосу, срезав деревья, пролетел ещё около 650 метров и снова покатился по полю, разрушаясь во время движения. У него сложилась правая стойка, оторвались правое крыло и двигатель. Затем он пересёк грунтовую дорогу и канаву. В этот момент оторвались передняя и левая стойки шасси и часть левого крыла. Наконец, фюзеляж остановился в 1518 метрах от места первого касания, развалился на три части и загорелся.

Экипажу удалось эвакуировать почти всех пассажиров. Однако, 7-летней девочке креслами зажало ноги. Экипаж не смог её вытащить и вынужден был покинуть горящий самолёт. Мать девочки до последнего пыталась её освободить и погибла вместе с ней в огне. Также погибли ещё два пассажира. 27 человек получили ранения, остальные не пострадали.

Расследование установило причину отключения двигателей. Она была до ужаса нелепой. Дело в том, что бортинженер-инструктор решил проверить внимательность обычного бортинженера и отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак. Обычный бортинженер этого не заметил, а бортинженер-инструктор, за разговорами, об этом позабыл. Оба бортинженера работу топливной системы не контролировали и выработку топлива (убывание топлива по указателю топливомера) не обнаружили. Сигнал (красная лампа) критического остатка топлива в расходном баке не сработал. Единственный расходный бак на Ту-154Б использовался для всех трёх двигателей. Это являлось конструктивным недостатком, так как при отсутствии в нём топлива они глохли.

Суд приговорил бортинженера-инструктора к 3 годам лишения свободы за преступную халатность (был освобождён досрочно по амнистии). КВС был уволен из Аэрофлота.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/