С помощью хитроумного визуального обмана жизненно важные заводы по производству боевых самолетов на Западном побережье США были невидимыми для любопытных вражеских глаз.
Обманывать врага относительно ваших планов, не ново, попытки скрыть позиции от наблюдения не новы, попытки скрыть заводские цеха от бомбардировок с воздуха во время Второй мировой войны были новыми.
Заводы Boeing по производству самолетов имели решающее значение для военных действий союзных войск. Производство одного бомбардировщика B-17 стоило чуть более $200 тыс. (около $3,6 млн в современной экономике).
После нападения на Перл-Харбор в 1942 году японские подводные лодки были замечены недалеко от Сан-Франциско и Санта-Барбары. Следующей предполагаемой целью японцев было Западное побережье, поэтому США решили спрятать свои важные заводы военного времени.
В 1936 году был завершен завод Boeing №2 для создания ранних прототипов B-17 Flying Fortress и Boeing 307 Stratoliner.
В то время площадь завода составляла 5600 м2. 56 000 м2 было добавлено к заводу в мае 1940 года для поддержки производства 380 легких бомбардировщиков Douglas DB-7.
Ко времени нападения Японии на Перл-Харбор завод был расширен до 165 000 м2. Всего на заводе №2 был произведен 6981 самолет B-17.
John Stewart Detlie был голливудским сценографом и принимал участие в "закрытии" завода Boeing №2. Используя те же методы, что и в киноиндустрии, были установлены фальшивые улицы, тротуары, деревья, заборы, машины и дома.
Идея заключалась в том, чтобы вписать секретный объект в окружающую местность за рекой. Этот тщательно продуманный фальшивый город был назван “Страной чудес Boeing” газетой Seattle Daily Times 23 июля 1945 года.
На фото его можно было принять за идиллический жилой район, и это возможно, немного диссонировало с его промышленным окружением.
30 тыс. мужчин и женщин трудились, создавая 300 бомбардировщиков в месяц для поддержки военных страны.
Маскировка состояла в том, чтобы создать на крышах то, что казалось улицами и деревьями на реальных заводских улицах и рулежных дорожках.
Стандартная камуфляжная сетка, натянутая на массивные деревянные конструкции, служила основным полотном, на котором голливудские художники нарисовали яркие цветные детали, чтобы изобразить улицы и другие объекты.
Изначально сетка была зеленой, но некоторые участки были окрашены в в другие цвета, чтобы придать сцене более реалистичный вид. Некоторые “газоны” в подразделениях были окрашены в желтоватый цвет, чтобы предположить, что их не поливали.
Десятки фальшивых домов, а также школ и общественных зданий были сделаны из холста. Были созданы сотни искусственных кустарников и других деталей на земле с использованием мешковины поверх проволочных оснований.
Специалисты киноиндустрии разработали метод изготовления деревьев с использованием смолы и перьев. Проволочную сетку слегка смазывали смолой, а затем обкладывали куриными перьями.
Готовое изделия, которое напоминало крону с листьями, могло быть превращено в жесткую конструкцию любой формы и окрашено разными оттенками зеленого.
Дымоходам и вентиляционным трубам на крышах заводских зданий позволили просунуться сквозь сетку, и они были раскрашены, чтобы имитировать пожарные гидранты.
Для обеспечения свободного передвижения по заводу была построена сложная система подземных дорог, а воздуховоды обеспечивали надлежащую вентиляцию.
Сотрудники продолжали выполнять свою работу, воодушевленные размещением новых бомбоубежищ и зенитных орудий, но ожидалось, что они будут играть в "настоящий город" и во время перерывов, возвращаясь в свои дома из мешковины, чтобы снять белье, которое они развесили на веревках ранее в тот же день.
Фальшивые дома и деревья были не очень высокими - большинство зданий были не выше шести футов.
Причина была в том, что камуфляж должен быть виден только с воздуха, а не с земли, и изучить его в мельчайших деталях можно было только в виде двухмерных аэрофотоснимков.
На практике у авиационного наблюдателя было бы не более двух минут, чтобы увидеть цель, и он смотрел бы прямо вниз.
К тому времени, когда производство в закрытом комплексе прекратилось, завод построил половину самолетов Boeing B-17 Flying Fortress, Boeing 307 Stratoliner, Boeing 377, некоторые из Boeing B-29 Superfortress, Boeing B-50 Superfortress, B-47 Stratojet, B-52 Stratofortress, а также первые Boeing 737.
В 1980-х годах завод использовался как механический подразделение, но это потом был закрыт, так как технология перешла на более современное оборудование. Здесь в в 1990-2002 годах были восстановлены для Национального музея авиации и космонавтики Boeing 367-80 и Boeing 307.
Оставшиеся самолеты были вывезены с завода 18 сентября 2010 года, поскольку главное здание со временем пришло в упадок из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания и землетрясений.
Нарушенные водопроводные сети иногда затопляли туннели, которые вели к другим зданиям на месте. Снос комплекса начался в конце 2010 года. Здания-спутники продолжают функционировать, а на месте бывшего завода теперь находятся большие площадки для автомобилей и самолетов.
В соответствии с соглашением с правительствами обоих штатов, а также племенами коренных американцев, компания восстановила более пяти акров болотистых земель вдоль реки Duwamish.
Источник: Rare Historical Photos, в материале использованы фото из Seattle Times archive, Wikimedia Commons, Pinterest, Boeing Wonderland
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Bloomberg: У российских авиакомпаний большие планы, несмотря на санкции
- Radio Free Europe/Radio Liberty: Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями