Найти тему
Матвей Мугир

Стефан Цвейг "Мария Антуанетта". Обзор.

Австрийский еврей Стефан Цвейг написал ряд достоверных жизнеописаний исторических личностей. Одной из таких биографий - роман о королеве Франции Марие Антуанетте.

Большая часть книги знакомит читателя с монархией XVIII столетия. Автор весьма подробно описывает традиции и быт представителей власти. И конечно, без пафоса и прикрас показывает зарождение французской революции, ход которой повлиял на судьбу всей Европы.

Начинается роман с первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 г.

Императором Австрии тогда был Иосиф II, брат Антуанетты. Однако правит он под чутким руководством Марии Терезии - их матери.

У Цвейга достаточно яркие портреты с тонким психологическим анализом. Основные действующие лица представлены очень живо, со всеми их недостатками и достоинствами. К примеру портрет Луи Капета (он же Людовик XVI). Вялый и неуклюжий, с мягким характером, предпочитающий физический труд светским беседам.

В 1770 году Мария Антуанетта покидает Вену. В четырнадцать лет ей суждено стать женой дофина Франции Людовика XVI, который в 1775 году станет королём.

Брачная жизнь королевских особ долгое время была под вопросом. Цвейг подробно описывает эту проблему и её относительное разрешение. Не смотря ни на что, всё же появляется на свет наследник престола Франсуа Ксавье. Но и он умирает, не достигнув восьми лет.

На сцене возникает достаточно интересный персонаж Граф Прованский. Младший брат Людовика XVI. Настоящее его имя Луи Станислав Ксавье. Осторожный интриган и будущий король Людовик XVIII. Можно догадаться, что его роль в романе имеет негативный характер.

М. Горький сказал, что у Цвейга редкое сочетание художественного таланта с талантом глубокого мыслителя. Кроме того, он отлично знал историю описываемого им периода. Герои романа показаны на фоне исторических событий. И конечно, автор демонстрирует причастность к этим событиям персонажей. От их характеров зависит судьба государств. А Цвейг владеет особым даром раскрывать характеры.

В 1785 году происходит восстание в Нидерландах. Франко-австрийский альянс подвергается опасным испытаниям. Чем занята королевская чета? Королева развлекается на маскарадах, флиртуя с молодыми людьми, а король создает восхитительные табуретки и охотится.

У Марии Антуанетты появляется подруга - Графиня Полиньяк, известная тем, что "нажила массу врагов из-за своей расточительности и эксцентричности". Пиры и прогулки, народ Франции голодает и гибнет на войне. Растёт напряжение. Появляются обличители. По настоянию Полиньяк ставят пьесу "Женитьба Фигаро" Бомарше, не смотря на то, что Людовик XVI её запретил. Аристократия в восторге. Народ в гневе.

Ещё одна интересная фигура - аферистка Жанна Де Ламмот. Её отец разорившийся дворянин, мать из опустившихся служанок, став вдовой занималась проституцией. Жанна осиротела. Однако аристократка Мадам Буленвилье сыграла в её судьбе огромную роль. Она помогла встать ей на ноги. На деле Жанна оказалась потомком Валуа, а это старинный знатный род. Так вот, эта самая Ламмот заварила кашу с крайне дорогостоящим колье. Королева сравнила его цену с ценой линейного корабля. Запачкался в этом скандале и кардинал Роган.

Весь этот блеск становился известен голодным и разгорячённым горожанам. Пьесы и обличительные стишки делают своё дело и чаша народного гнева переполняется.

После взятия Бастилии знать бежит из Парижа. Обычное дело.

Появляется старый друг королевы Аксель Ферзен. Шведский военный, настоящий конунг. Он останется верен Антуанетте до конца.

Версаль. В 1789 году происходит очередное восстание. Смутьяне несут две отрубленные головы стражников на пиках. Толпа требует, чтоб королевская семья ехала в Париж. Чета отправляется из Малого Трианона в Тюильри. Замок становится тюрьмой для королевской четы. Охраняет их национальная гвардия.

Далее читатель заглянет в кухню революции. Тут и Мирабо и Клуб якобинцев, и вербовка солдат.

В 1792 году уже более организованная толпа штурмует Тюильри. Тем временем назревает конфликт с Австрией. С Англией к тому моменту давно идёт война.

Марсельцы прибывают в Париж. Поётся Марсельеза. Всё, как мы любим.

В 1792 году перед штурмом замка стоит в толпе, тогда ещё лейтенант, Наполеон Бонапарт.

Установка гильотины на площади Карузель. Монархов и их детей везут в Замок Тампль.

Сначала отпущена, потом зверски убита принцесса Ламбаль. Пьяная толпа несёт её голову на пике, за ноги тащат еë же изуродованное тело, один из хмельных бродяг размахивает внутренностями.

Мария Антуанетта становится Вдовой Капет. Теперь балам она предпочитает библиотеку. Изучать историю никогда не поздно.

В конце романа появляется ещё одна яркая фигура – роялист Барон де Бац. Он, вооружённый саблей, протестует на площади и таким же чудесным образом растворяется в толпе, разочарованный провалом. Он предлагает миллион за побег королевы, но никто не решается на это дело.

Граф де Дамарк и Мерси пытаются спасти королеву от эшафота. Шлют письма главнокомандующему австрийской армии Кобургу и императору Францу (родственнику Антуанетты). Но тщетно.

Мария Антуанетта восходит на эшафот.

"Закончена глава всемирной истории - тысячелетие неограниченной королевской власти во Франции".

(Стефан Цвейг)

Исторические портреты Цвейга тем и ценны, что не просто достоверны. Они предстают перед читателем живыми, они из плоти и крови, со своими недостатками и достоинствами.

P.S. Как продолжение этой истории рекомендую читать исторический роман о французской революции "Девяносто третий год" Виктора Гюго.