На свете, вероятно, есть взрослые люди, но я их никогда не встречал.
Федерико Феллини.
В данной статье попробуем разобраться, с какими трудностями сталкивается ребенок и когда ему нужно оказать психологическая помощь.
Дети страдают от непонимания взрослых, жестокого обращения и надругательств, разводов и утрат, разлук, травматических переживаний, а как результат: дети плохо успевают в школе, имеют конфликты со сверстниками и взрослыми, агрессивны или замкнуты, чувствуют себя одинокими.
Доказано, что на психическое и нравственное развитие детей отрицательно влияет фактор нарушения внутрисемейных отношений.
Агрессия к родителям находится под запретом, а невозможность выразить свои негативные чувства приводит к замкнутости. Страдающие дети, "замораживают" свои чувства, они становятся заторможенными, не допускают проявлений эмоций и прячут свои мысли, и в дальнейшем, перестают полноценно общаться.
Негативные внешние и внутренние обстоятельства, приводят к заниженной самооценке и подталкивают ребенка к самоизоляции. Учитывая все вышеперечисленные дальнейшее полноценное и всестороннее развитие личности ребенка не возможно без вмешательства психолога.
У большинства детей, нуждающихся в помощи, как правило, присутствуют две основные проблемы:
- Сложность контакта с окружающими: родителями, учителями, сверстниками, книгами.
- Низкая самооценка и слабо развитое ощущение собственного "Я" ( "Я" - концепция - обобщенное представление человека о самом себе, система его установок, относительно собственной личности).
Коррекция поведения ребенка, его поддержка, повышение самооценки, принятие себя и своих чувств,- требует помощи психолога.
Как происходит взаимодействие психолога и ребенка.
При работе с ребенком используются игровые методы взаимодействия.
Специалист использует игру как выражение импульсов и фантазий ребенка.
Игра, связанная со словом, с говорением, с объяснениями и интерпретациями является врачующим фактором в терапии.
Процесс терапии запускается там, где пересекаются две сферы игры: сфера игры ребенка и сфера игры специалиста.
Психологическая помощь ребенку имеет дело с двумя людьми, играющими друг с другом. Из этого следует, что работа психолога там, где игра не возможна, направлена на то, чтобы из состояния, в котором ребенок, не может играть, привести его в состояние, в котором он играть может и хочет.
Процесс поддержки должен развиваться естественно для любого ребенка.
Специалист лишь направляет взаимодействие в соответствии с потребностям ребенка, принимая во внимание его индивидуальность, его историю, его жизненный опыт.
Цель терапии заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Помните, что с момента рождения каждый получает право на жизнь и развитие, на укрепление и проявление всех особенностей организма: тела, эмоций, ощущений, интеллекта и душевной сферы.
Как только ребенок получает возможность всесторонне успешно взаимодействовать с окружающим миром, его рост и взросление будут приносить ему и окружающим его, близким людям, радость и удовольствие.
Не надо забывать, что все мы - родом из детства и, что все взрослые однажды были детьми!
В каждом взрослом живет ребенок в том виде, в котором он сформировался в свое время и при желании его всегда можно отыскать.
Любите и берегите детей!