Найти тему
Пилот параплана

Ещё немного про посадки. Часть 2

Оглавление

Написав статью о том как тренировать точность приземления, я получил несколько отзывов. Мне написали, что статья не будет полной, если я не упомяну некоторые нюансы, которые могут нас поджидать на приземлении. Да, я согласен с этим, но тут не дополнять надо, а писать новую. Чем я и решил заняться.

Даргавс
Даргавс

Летая маршрутные полёты в своём родном регионе, Северном Кавказе, я постоянно сталкиваюсь с тем, что мне надо приземляться. Как сказал один мой друг, все проблемы начинаются после удара о землю, пока ты в небе - у тебя всё хорошо. Чтобы избежать проблем надо знать, где они нас подстерегают.

Приземление в горной местности.

Часто, бывая в горах, мы замечаем, что внизу ущелий дует очень сильный ветер. Чем прямее долина, тем ветер сильнее. Ещё в долинах текут горные реки и стоят ЛЭП. Что вы выберете: ЛЭП, горную речку или большой куст облепихи? Лично я выберу куст. Стоит запомнить, что горах ветер дует обычно снизу вверх ущелья, из-за процесса, называемого круговоротом воды в природе. Если ветер дует сверху, то есть подозрение на катабатические процессы, которые описывались в моём блоге в статье по ссылке. Либо это фен - ветер из-за хребта, во время которого точно летать нельзя.

Если крыло ложится в речку даже просто одним ухом, то оно моментально наполняется водой. И вот, через несколько секунд после мягкой посадки, вы уже плывёте в ледяной воде, вас бьёт о камни и жить вам остается буквально мгновения. Один из моих знакомых так расстался с жизнью. Провода - тоже плохой вариант. При контакте с ними вы можете быть убиты током или просто упасть с высоты нескольких метров на камни.

Из всего предложенного лучше выбрать дерево или куст, даже самый колючий. Во первых он остановит крыло и вы не будете снесены сильным долинным ветром ни в речку, ни на камни, не упадёте с обрыва. После посадки у вас будет много времени подумать над своими ошибками, пока будете снимать параплан. Большое дерево - тоже не самый плохой вариант.

Можно попробовать найти посадку возле одного из бортов ущелья. Только надо смотреть, чтобы не было резкого ротора возле него. Стенка с плавным изгибом или лес могут давать затенение. Но для такой посадки необходим опыт и хорошая работа на точность приземления. Так же необходимо хорошо контролировать крыло, приземная турбулентность будет сильная, как и ветер. Проходя срез, будьте готовы к клевкам и сложениям. . Ваша задача - как можно быстрее развернуться лицом к параплану и погасить его. Перед приземлением можно сделать горку и разогнать крыло, чтобы компенсировать силу ветра, который может сдувать вас назад. Можно использовать акселератор и приземляться на нём, только помните, что это может привести к сложению на малой высоте из-за частичной потери контроля над крылом.

Использовать на посадке сложение ушей я не рекомендую. Это не добавит вам скорости, а вот контроль крыла теряется.

Перед полётами в горах, ознакомьтесь с местностью, посмотрите возможные посадочные площадки. А лучше всего, если вы должны приземлиться, делайте это не в долине, а на хребте, метров на 400-500 выше дна ущелья долинный ветер будет дуть гораздо слабее. Только выбирайте посадку так, чтобы вы смогли без проблем спуститься вниз. Не самый лучший вариант схватить холодную ночёвку на горном хребте. Площадка должна быть ровная, такая чтобы вы не оказались на крутом склоне, откуда можете покатиться.

Ещё один вариант - дождаться в небе хороших условий для посадки в долине. Вечером ветер внизу начинает стихать и вы спокойно приземлитесь.

Никогда не выбирайте посадку на перекрестке ущелий летом. Там будет особенно сильно дуть и ветер будет постоянно менять направление, создавая турбулентность и смерчи. Вам может не повезти и вы будете застигнуты одним из них. Сильно будет дуть так же при выходе из теснины, где образуется ветер разрыва. Никогда не пересекайте такие места, если есть риск там приземлиться. Я переводил статью на эту тему. Статья тут.

А вот глухой конец ущелья, с каменным мешком, скорее всего будет неплохим местом для посадки. Долинный ветер тут будет стихать и вы сможете безопасно приземлиться, но при условии отсутствия передува из-за хребта. Тогда в таком "мешке" может достаточно сильно дуть сверху и образовываться сильный ротор. Так же там должно быть достаточно широкое место для приземления, подальше от реки. Смотрите всегда прогнозы, если они дают возможность фена, то не летайте совсем. Наблюдайте за роторными и чечевичными облаками в горах. Если они есть, то лучше оставаться на земле.

Приземление в середине ровной долины в горах - это посадка в сильный ветер. Будьте готовы быстро погасить крыло.

Каменный мешок Мидаграбинских водопадов.

Для маршрутных полётов требуется импровизация, как и для посадок после них. Если вы готовы к приземлениям в незнакомых местах, с ограниченными посадками, с сильными ветрами и возможностью долгого выхода от места посадки, значит такие полёты для вас.

Посадка на склон.

При посадке на склон необходимо найти место, где вас на этот склон будет опускать, либо поднимет до места посадки. Обычная посадка на гору выглядит так: вы находите у склона зону обтекания, заходите в неё и снижаетесь до посадки.

Обтекание гор воздухом.
Обтекание гор воздухом.

На вершине горы, если она пологая, создаётся зона обтекания. Над ней динамический поток не поднимается вверх, а плавно перетекает гору. Когда заходите на посадку на вершину, вы можете столкнуться со сходом потока над ней или усилением ветра. Вас будет поднимать или просто не давать приземлиться. Можно отойти от горы в сторону зоны бокового обтекания, где этот поток сходить не будет и вы снизитесь. Либо найти границы подъёма за горой. В этом случае необходимо просчитывать глайд к посадке, чтобы не оказаться слишком низко и не попасть в ротор. Либо, ещё один вариант, ждать когда термик сойдёт и вы приземлитесь. Только в этом случае вас может поднять достаточно высоко и пока вы будете снижаться, подойдет новый поток.

Точно такая же зона создаётся сбоку от горы. В этих зонах ветер немного усиливается. Основная опасность, особенно боковой зоны, состоит в том, что в ней вас может сдуть в ротор. Если гора имеет плавные обводы, то её обтекание, по большей части, ламинарное. Но если вершина острая, то ротор может начинать образовываться прямо над ней. И чем сильнее ветер, тем сильнее будет и ротор.

При приземлении в зоне обтекания у вершины желательно приземляться немного ниже, в подветренной зоне. Там ветер будет дуть гораздо слабее и вы без проблем положите крыло. Ветром вас таскать не будет. Если вы приземляетесь в боковой зоне, то вам необходимо погасить крыло, чтобы оно вас не стаскивало. Класть аппарат надо так, чтобы он лёг выше вас. Иначе его может сдуть вместе с вами. Небольшие кусты и деревья могут быть вам в помощь, так как задержат крыло и оно останется на месте.

На этом видео заснято приземление в Даргавсе на летний старт. Смотрите с 2:26. Ветер на старте довольно сильный, но в зоне обтекания легко и безопасно можно положить крыло, чем и пользуются местные тандемщики.

Если вы много летаете в местах где сильные ветра, вам могут пригодиться быстроразъемные карабины. Например такие, как на картинке ниже. Они легко отсоединяются от параплана, буквально двумя движениями. Необходимо следить за тем, чтобы они были правильно собраны и установлены, иначе они могут отстегнуться в воздухе. Случаи были. Такие карабины любят использовать тандемщики в качестве основных. Лично я предпочитаю на тандеме простые альпинистские карабины. Я могу их отстегнуть достаточно быстро.

Быстроразъёмный карабин.
Быстроразъёмный карабин.

Ссылка на тему c разбором этих карабинов в парафоруме тут.

Приземление в роторе запрещено. Но если пришлось, сгруппируйтесь, повисните на ножных обхватах, ноги вместе, напряжены, тело расслабленно. Посадка по парашютному. Постарайтесь положить крыло выше себя по склону. Если падение происходит на спину, постарайтесь приземлиться на протектор подвесной системы, плашмя, немного согнувшись - не на копчик. Одному моему знакомому такая посадка спасла позвоночник.

Посадка на склон с наветренной части так же возможна. Для этого необходимо прижаться к горе как можно ближе и "притереться" к ней, встав на ноги. Когда вы летаете вдоль склона, выбирайте правильное направление посадки. Часто ветер немного косит во время полёта в динамике. Выберете направление, где ваша путевая скорость будет минимальной. Это будет означать, что вы летите против ветра. В том направлении и совершайте приземление. Крыло должно лечь на склон, выше вас.

Так же возможна посадка на плоскую вершину горы. В этом случае необходимо так же правильно выбрать направление и перед посадкой довернуть против ветра.

Посадка на равнине.

Приземление на равнине так же имеет свои нюансы, если вы не приземляетесь на своём родном споте. С высоты всё может выглядеть красиво, но как только вы снизитесь, рельеф на посадке виден лучше.

Определите направление ветра над посадкой. Оно определяется визуально, по путевой скорости, либо по вашему навигатору.

Первое, чего следует опасаться на равнине - это линий электропередачи или ЛЭП. Если вы не сразу заметили провода, а высоты нет чтобы их перелететь, не теряйтесь - надо развернуться вдоль них и лететь так до посадки. Лучше приземлиться с боковым ветром, по ветру, либо в деревьях, чем повиснуть на ЛЭП.

Посадка в чистом поле тоже имеет свои особенности. Приземляться надо немного с краю поля. Посередине может лежать подушка тёплого воздуха, которая будет мешать приземлиться. Так же обычно поля окружены лесополосами, которые могут в ветер давать ротор. Ротор могут образовывать и дома. Садитесь подальше от них.

Если вы попали в восходящий поток, а лететь дальше нет желания и место посадки под вами, то лучше отвисеться в нём и дождаться пока он пройдет. Не старайтесь приземлиться любой ценой, так как на земле в это время может быть очень турбулентно. Дождитесь фазы, когда поток пройдёт и вы благополучно приземлитесь в выбранном месте.

Так же поле может быть засеяно. Однажды я снимал параплан с созревшей кукурузы - мало приятного. Потом ещё пришлось объясняться с колхозниками. Правда под конец, поняв что я не вор, а в рюкзаке не кукуруза, они меня довезли до дороги, где я сел в маршрутку. Выходить в жару из пшеничного поля в шортах - тоже неприятно.

Что нужно брать с собой.

Отправляясь на маршрут не забудьте взять с собой вещи, которые могут вам понадобиться после посадки. Я обычно беру с собой: треккинговые палки, воду 1-1,5 л (наливаю в питьевую систему минеральную воду), нож, лёгкий пуховик, термобельё, ветровку, аптечку с йодом, бинтом и пластырем, крем от загара, лёгкий перекус, панамку, пару петард, зажигалку, паспорт и деньги на транспорт.

Треккинговые палки могут понадобиться как для похода по пересеченной местности ( с ними идти гораздо проще ), так и для защиты от животных. Петарды тоже - для защиты от животных.

Пуховик и термобельё может понадобиться даже летом на равнине. Вы не застрахованы от ночёвки в поле. Будьте готовы к ней. Перекус так же может понадобиться, особенно после долгого полёта. Можно брать с собой бутылку пива, помимо воды.

Если вы начали летать маршрутные полёты, помните, что посадка их самая важная составляющая. От того, как она пройдёт, зависит здоровье, а иногда и жизнь пилота. Не на все посадки есть подробная инструкция, зачастую вы можете оказаться там, где никто до вас не садился. Помните об этом и будьте готовы принять правильное и нестандартное решение.

Если я чего-нибудь упустил в этой статье, либо у кого-то из вас, дорогие читатели, есть своя точка зрения на вопросы безопасной посадки - пишите это в комментах. Я с удовольствием обсужу и внесу разумные изменения в статью.