Выставка «Ответвление»: дерево как вдохновение для художника

802 прочитали

С 23 декабря по 19 марта в Пушкинском музее проходит выставка «Ответвление», посвященная дереву, которое стало источником вдохновения для многих художников. И под деревом здесь подразумевается не сам материал, не древесина, а живое, природное, органическое начало, форма которого частично сохранена в представленных работах, а где-то — остается нетронутой совсем.

Интересно то, какие разные мастера, из разных художественных течений и поколений, обращаются к дереву. На выставке представлены работы классиков деревянной скульптуры, а также авангардиста, концептуалиста и метафизика. В залах можно увидеть скульптуру, графику, живопись и видеоарт. Кто-то стремится вернуться к чему-то первозданному и природному, кто-то — ищет совершенную форму, кто-то вдохновляется национальной культурой и народным творчеством, и все они просто любуются нерукотворной красотой. Одни находят в корнях и ветвях буйство энергии, другие — покой и меланхолию. Но каждый что-то находит.

Среди представленных художников самым известным именем для меня был Михаил Матюшин. Как пишут кураторы выставки, он был одним из первых в России мастеров, которые стали последовательно сохранять естественную форму и структуру древесной органики. Его работы с деревом я видела и раньше. Например, на выставке «Мир как беспредметность», о которой рассказывала в этой статье.

Матюшин был идеологом «органического движения» в русском авангарде и возглавлял органическую кафедру Гинхука. Деревья он считал кровеносными сосудами и бронхами Земли, они также привлекали его как пластические объекты, в которых форма и функция предельно сближены. На выставке представлена серия работ Матюшина «Корневые скульптуры». По сути, они созданы самой природой, художник же просто фиксирует их естественную красоту и внутреннюю динамику.

К подобной фиксации красоты обращается и представитель московского концептуализма Никита Алексеев, но работает в графике. Он в тончайших деталях изображает ветви, их кору, изгибы, привлекая наше внимание к чему-то обыденному, заставляя увидеть в привычном красоту.

Классику деревянной скульптуры Степану Эрзьи посвящен отдельный зал выставки. Этот художник для работы использовал экзотические, фактурные породы субтропических деревьев, к которым ранее скульпторы не обращались. Это твердые, тяжелые материалы, такие как аргентинское кебрачо, альгарробо, урундай. Для работы с необычным материалом Эрзьи не мог использовать привычные инструменты, поэтому он придумал свою особую технику — использовал бормашину с разными насадками, а также изобрел специальный клей, для соединения частей дерева.

Эрзьи называл свою творческую манеру «содружеством с природой». В изгибах ветвей и корней он видел самые разные образы – от реальных исторических личностей до мифологических персонажей. Для его работ характерно противопоставление обработанного, гладко отшлифованного материала и первозданной формы с её оригинальной текстурой.

Ещё один классик скульптуры, который работал не только с деревом — Сергей Конёнков — представлен на выставке не очень широко, буквально две-три работы, но очень эффектные. Конёнков создавал «лесные серии», применяя различные приемы обработки дерева, а лес для него — это воплощение стихийных сил природы и символ красоты.

Часть выставки представляет скульптуры, которые стали экспериментами художников, известных своими живописными и графическими работами. Один зал посвящен Александру Тышлеру, другой — Оресту Верейскому.

Наиболее известными сериями скульптур Тышлера стали «Дриады» и «Невесты». Для их создания художник использует тонкие деревья, лишенные коры. Некоторых дриад, выглядывающих из древесной оболочки, Тышлер расписывает, что роднит эти скульптуры с живописными работами мастера. Невесты же уже не прячутся в органической оболочке, они наоборот сильны и устойчивы. Как кариатиды удерживали антаблемент, так и невесты несут на головах дома и башни.

Деревянные скульптуры Ореста Верейского, известного как автора иллюстраций к книгам «Анна Каренина», «Тихий дон», «Василий Теркин», менее известны. Вероятно, работа над ними была для художника хобби, интеллектуальной игрой с природным материалом. В своих остроумных работах, помимо дерева, он использовал древесный гриб-трутовик, камни, металл и роспись.

Ещё один зал выставки посвящен художнику-метафизику Дмитрию Краснопевцеву и его мастерской. Необычные ветви и корни, фрагменты древесины нередко изображались художником. В своей мастерской он собирал всевозможные материалы и примечательные предметы.

В зале представлена инсталляция, погружающая зрителя в атмосферу этой мастерской и дающая провести прямые параллели между коллекцией Краснопевцева и его живописными работами.

Завершает выставку видеоарт, проект группы «Провмыза» под названием «Отчаяние». В этой работе люди пытаются стать частью природной среды, слиться с ней, но она их отвергает. Честно говоря, эта работа оставляет не самое приятное «послевкусие». Мне показалось, что проект включен в выставку только для ее осовременивания и разнообразия форматов. Общая тема вдохновения деревом здесь не прослеживается.

Сам видеоарт (его фрагмент вы можете увидеть в конце видео, размещенного в начале статьи) наводит на интересные мысли о нашем месте на Земле, взаимодействии с окружающей средой, нужности/не нужности слияния человека и природы, дает тему для рассуждений и может даже ввести в околомедтативное состояние, но в контексте остальной выставки работа мне не очень понравилась.

Кукла-моховик, начало XX века
Кукла-моховик, начало XX века

В целом же выставка показалась мне интересной и какой-то душевной. Видимо, что-то первозданное и народное я действительно увидела и почувствовала. Залы оформлены в приятном, теплом цвете. Работы размещены и освещены удачно. Особенно интересно смотреть на них в динамике, обходя по кругу. И тени, которые они отбрасывают, дополняют объекты, придают объема, становятся частью произведения. В итоге, если исключить впечатление от видеоарта, я вышла с выставки в приподнятом настроении: мне было интересно, забавно и просто красиво.