Найти в Дзене
Наташа Александрова

Произведение Караваджо, одну пикантную деталь которой скрывали в течение нескольких веков

Прочитала у одного из авторов статью с очень удачным для дзена названием "Три картины Караваджо, отвергнутые по причине непристойности". Для современного зрителя ничего особо непристойного в этих картинах нет, впрочем, и для современников Караваджо, думаю тоже немного. Претензии такого же порядка, которые предъявляла Афина к Арахне, - не проявлено должного почтения и благоговения при изображении святых. Так, святой Матфей изображен сидящим в излюбленной нынче позе - нога на ногу. В "Успении Богородицы" Караваджо "изобразил тело Богородицы "распухшим и с босыми ногами". А в "Мадонне со змеей" критики картины нашли, что у Богородицы слишком большое декольте. Не понравился и мальчик Иисус Христос, изображенный в обнаженном виде. Впрочем, у дерзкого Караваджо было одно на самом деле хулиганское произведение, весьма остроумное. Правда не картина, а роспись. Это единственная потолочная роспись Караваджо. У Караваджо был покровитель и защитник, блестящий знаток живописи, кардинал д

Прочитала у одного из авторов статью с очень удачным для дзена названием "Три картины Караваджо, отвергнутые по причине непристойности".

Для современного зрителя ничего особо непристойного в этих картинах нет, впрочем, и для современников Караваджо, думаю тоже немного. Претензии такого же порядка, которые предъявляла Афина к Арахне, - не проявлено должного почтения и благоговения при изображении святых.

Так, святой Матфей изображен сидящим в излюбленной нынче позе - нога на ногу. В "Успении Богородицы" Караваджо "изобразил тело Богородицы "распухшим и с босыми ногами". А в "Мадонне со змеей" критики картины нашли, что у Богородицы слишком большое декольте. Не понравился и мальчик Иисус Христос, изображенный в обнаженном виде.

Впрочем, у дерзкого Караваджо было одно на самом деле хулиганское произведение, весьма остроумное. Правда не картина, а роспись. Это единственная потолочная роспись Караваджо.

У Караваджо был покровитель и защитник, блестящий знаток живописи, кардинал дель Монте. Кардинал увлекался алхимией и даже проводил алхимические опыты в своем дворце Бонкомпаньи-Людовизи, где для этих целей была выделена специальная комната. Это была сугубая тайна, так как кардиналу не пристало заниматься алхимией: ведь алхимики - колдуны и безбожники. Кардинал заказал Караваджо (видимо, доверял) расписать потолок в этой комнате. Художник изобразил аллегорию алхимической триады Парацельса с помощью образов классической мифологии: Юпитера, Нептуна и Плутона.

Здесь все трое. Разберетесь, где Юпитер, а где Плутон? Помогут священные животные каждого бога.
Здесь все трое. Разберетесь, где Юпитер, а где Плутон? Помогут священные животные каждого бога.

Все сущее согласно алхимии состоит из трех частей. Человек - это дух, душа и тело. Существуют три состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое; три стихии: воздух, вода, земля; три алхимических вещества: сера, ртуть, соль.

Персонажи, изображенные на росписи, - могучие олимпийские боги. Юпитер, верховный бог Громовержец, написан отдельно. Но скажем сразу в его облике нет величия и спокойствия, к которым мы привыкли в античном искусстве. Он сидит на орле (символ Юпитера и воздуха) в какой-то немыслимой позе - сразу и не разберешь что к чему : где рука и где нога (о ракурсах чуть позже). Одна нога согнута, другая протянута к сфере параллельно с рукой.

-2

Рукой Юпитер хочет толкнуть сферу, в которой Солнце вращается вокруг Земли, чтобы не остановилось вечное движение, чтобы запустить новый круг вращения.

По центру сферы мы видим знаки зодиакальных животных - рыб, овна, тельца. Это весенние астрологические знаки, они означают начало нового цикла жизни.

Большой светлый шар - это солнце, маленький темный - земля.
Большой светлый шар - это солнце, маленький темный - земля.

С другой стороны сферы находятся Нептун и Плутон. Рядом с Нептуном его животное - гиппокамп (морская лошадь) - такой страшненький, похож на монстра, а сам бог символизирует ртуть и воду. Рядом с Нептуном - Плутон с трехглавым Цербером, стражем Аида, у ног и двузубцем, с которым его обычно изображали во времена Ренессанса. Он (бог, конечно, а не пес или двузубец) олицетворяет соль и Землю.

-4

Но самое интересное в картине - это ракурс. Все выглядит так, как будто мы смотрим на изображенных снизу вверх. То есть мы так и смотрим - снизу вверх. Нам все понятно, а вот мастеру... Фигуры даны в ракурсе, максимально неудобном для работы художника, и сразу возникает вопрос: как художник такие ракурсы мог увидеть?

Оказывается, все очень просто и остроумно - Караваджо нашел блестящее решение - он использовал ... зеркало. Позировал себе он сам. Клал зеркало под ноги, становился в центр композиции и рисовал себя. Если посмотреть внимательно на лица всех богов, то можно увидеть, что у всех одно лицо - лицо художника.

Оттавио Леони (1568 — 1630). Портрет Караваджо (1621). Это для сравнения.
Оттавио Леони (1568 — 1630). Портрет Караваджо (1621). Это для сравнения.

Но Караваджо пошел еще дальше и придумал ещё одну шутку. Бесстыдник!

Он изобразил не только свое лицо , но и еще один свой орган. К сожалению, картинку для сравнения мы здесь представить не можем, да и просто картинку тоже. По вполне понятной причине - дзен тут же забанит текст.

Но и римские кардиналы свирепствовали не хуже сегодняшней цензуры - в течение нескольких веков пикантная подробность была закрыта зарисовкой, а открыли её только в конце 20 века. Впрочем, возможно, это была не шутка, а часть концепции картины, связанной с поиском философского камня, с желанием постичь тайны зарождения мира. Ведь мир возник благодаря любви.

Использованы материалы лекции Влада Кавы