Стратегический бомбардировщик Ту-160 или, как его назвали советские пилоты, «Белый лебедь», а страны НАТО — «Блэкджек», является чемпионом мира по таким характеристикам, как скорость, дальность полета, нахождение в воздухе без дозаправки, грузоподъемность. Но в 1990-х годах киевская власть не пожалела столь мощное наследие Советского Союза и позволила американцам превратить его в груду металла.
Советское наследие
В 1987 году Ту-160 поступили на вооружение Дальней авиации ВВС СССР. Первым, кому выпала честь освоить новые бомбардировщики, был авиаполк в Прилуки УССР. К 1991 году в Прилуках базировались 19 Ту-160. А на территории РСФСР находилось всего 2 самолета.
После того как 24 августа 1991 года Верховный Совет УССР объявил о независимости Украины, все воинские формирования и военное имущество, находившиеся на территории страны, перешли под контроль Киева.
23 мая 1992 года Верховная рада вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном подписали Лиссабонское соглашение, согласно которому они считались правопреемниками СССР по условиям договора СНВ-1 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений). Также, согласно соглашению, 3 бывшие республики СССР должны были полностью отказаться от ядерного вооружения. Россия лишь сократила свой ядерный запас.
Потом Киев присоединился к межпартийной программе США Нанна-Лугара, согласно которой киевской администрации предстояло до конца 2001 года избавиться от 44 единиц Ту-160 и Ту-95МС и 600 крылатых ракет Х-55 разных модификаций.
Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Скачивайте тестовую версию приложения в AppStore и Google Play. А также переходите на сайт проекта, чтобы узнать о нем больше. Спасибо за поддержку!
Торги с Россией
Киев расценивал авиационные комплексы как актив и пытался торговаться с Россией, при продаже «Белых лебедей» и «Медведей» (Ту-95-МС). Однако цена за стратегические бомбардировщики росла в геометрической прогрессии. Так, в 1994 году она достигла $8 млрд. Россия предлагала по $25 млн за одну единицу, что Киев не устраивало. Также Россия предлагала обменять 11 самолетов Ан-22 и Ан-124 на 11 Ту-160 и Ту-95МС. Но и это предложение не было принято.
Тем временем суперсовременные ракетоносцы стояли в бездействии на аэродроме в Прилуках, приходя в негодность. А отношение киевской власти к переговорам с Россией никак не вязалось с тем добрососедским настроем, которые после распада Союза демонстририровали бывшие УССР и РСФСР.
Свое вероломное отношение к своему ближайшему союзнику — России, Киев покажет еще не раз. Например, в 2007 году ЗРК «Бук» были проданы Грузии, которыми та, в свою очередь, сбивала российские самолеты, направленые на помощь Абхазии и Южной Осетии. Администрация президента Ющенко отрицала сей факт. Правда открылась, когда Киев попросил у Грузии вернуть назад комплексы «Бук». Минобороны Грузии напомнило, что ЗРК были куплены, а не получены бесплатно.
Также украинцы пытались продать 3 Ту-160 США. Американцы хотели переоборудовать бомбардировщики в носители ракет для запуска спутников. Но Россия указала, что таким образом будут нарушен Договор СНВ-2. И Штаты согласились.
Договориться удалось лишь в 1999 году. 8 сентября в Ялте было подписано соглашение, согласно которому 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и аэродромное оборудование переходило в собственность России в счет уплаты украинского долга за природный газ на сумму $285 млн.
В ноябре 1999 года первый Ту-160 из Прилук и первый Ту-95МС из Узина вернулись в Россию. Остальные самолеты привели в летную годность и перебазировали в российский аэропорт Энгельс в 2000 году.
Гибель «Белых лебедей» и «Медведей»
Остальной комплекс стратегической авиации уничтожили американская компания Raytheon Technical Services Co совместно с АНТК им. Антонова. К слову, американцы заплатили АНТК им. Антонова за распиливание Ту-160 и Ту-95МС всего 5 млн гривен.
В первую очередь расправились над двумя бомбардировщиками Ту-160 в ноябре 1988 года. Тогда посмотреть на утилизацию в Прилуки из Штатов приехали сенаторы Лугар и Левин.
Летчики вспоминали, что их специально построили перед американским экскаватором, который должен был рубить советские самолеты. У многих были слезы на глазах.
В июле 2000 года появилась информация, что переговоры с Москвой возобновились. В обмен на долги Киев должен был передать России 3 Ту-160 и 7 Ту-95МС. Но вмешался Вашингтон, и процесс утилизации ускорили.
Всё закончилось зимой 2001 года. 10 Ту-160 и 8 Ту-95МС были превращены в груду металла в Прилуках и под Белой Церковью. Сохранился лишь один «Белый лебедь», который превратили в музейный экспонат.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA