В XIX веке молодое Сербское государство (изначально, как вассальное княжество в составе Османской империи) стало ареной борьбы двух «крестьянских» династий – Обреновичей и Карагеоргиевичей, довольно грязно завершившийся в 1903 году. Карагеоргиевичи одержали верх, к чести их, надо заметить, не имея прямого отношения к убийству последнего короля Обреновича. Да и смысл? Династия Обреновичей в любом случае оборвалась бы на бездетном Александре I.
Но почему обе династии сербских князей вышли из крестьян? Куда же делась их старая средневековая знать? Ведь сербские государства существовали на Балканах, если не ошибаюсь уже с VII века, а первая правящая княжеская династия Властимировичей, ведет свой достоверно подтвержденный отчет с Вишеслава (Воислава), правившего примерно с 780 года по 814-ый.
Старая знать попросту «исчезла», как в прямом, так и в переносном смысле – в последнем случае, если говорить о тех её представителях, кому повезло больше. После окончательного падения независимых христианских государств на Балканах и поглощения их османами, у феодальных и королевских сербских родов было три варианта дальнейшей судьбы. Первый, самый печальный, постигший знать уже во время османского нашествия – гибель в боях, истребление и казни.
Второй и третий, относительно тех, к кому судьба была более благосклонна – ассимиляция. В одном случае, в христианских государствах: после бегства на Запад и Север – в Италию, немецкие земли, Польшу, княжество Литовское и на Русь. И в последнем, третьем случае, остатки сербской знати растворились уже среди османов, приняв ислам и став частью элиты уже завоевателей.
Начнем с последней правящей династии Сербии - Котроманичей. Вот здесь был сочетание первого и третьего вариантов – последние представители этого клана частью погибли, частью перешли в ислам и остались на службе османов. Собственно, говоря это уже боснийская знать, чье этническое происхождение не ясно, сейчас считается, что это или сербы, или хорваты, ранее же предполагался вариант и немецкого происхождения Котроманичей.
С религией тоже все очень непросто – Босния до определенного времени была краем победившего манихейства (уже тогда, когда о других «добрых людях» - катарах, стали забывать) и ее правители также принадлежали к богумилам. Вообще, конечно, вопрос богумилов и Боснийской церкви такой же запутанный и скользкий, как история их духовных собратьев – катаров. Сказать можно одно – мимикрировать под добрых христиан, у балканских дуалистов получалось гораздо дольше и удачливее, чем у лангедокских.
Предпоследний правитель Боснии, Степан (Стефан) Томаш (?-1461), перешел в католичество и, как водится у истых неофитов, стал рьяно насаждать новообретенную веру среди своих подданных.
В 1459 году, его старший сын – Степан Томашевич (1438-1463) и стал последним сербским правителем Средневековья, буквально на три месяца, с 21 марта по 20 июня 1459 года. Его претензии на Сербский деспотат основывались на брачном союзе с юной Марией (в православии Еленой) Бранкович (примерно 1447 - примерно 1495/1500) – дочери деспота Сербии Лазаря Бранковича, умершего в 1458 году, без сыновей-прямых наследников.
Летом 1459 года новый деспот, находившийся в городе-крепости Смедерево, вступил в переговоры с подошедшей к стенам османской армией. Он без боя сдал город (и этот день стал концом сербской государственности); Степану и его жене вместе с свитой было позволено беспрепятственно выехать в Боснию. Христианская Европа была поражена и даже возмущена подобной сделкой – от Степана Томашевича ждали осады подобной Константинопольской, особенно обидным было то, что город сдал католик. Степана попытались обвинить в трусости, что он парировал встречным обвинением в непредставлении ему надлежащей подмоги – в его распоряжение был выслан лишь небольшой венгерский отряд.
Современные сербские исследователи, что примечательно, не склонны обвинять Степана Томашевича в трусости, полагая, что Смедерево все равно нельзя было спасти, во-первых, из-за многократного превосходства турок, а во-вторых, по причине наличия в крепости проосманской партии, представители которой просто бы открыли ворота.
После смерти отца в 1461 году, Степан Томашевич становится королем Боснии и пытается продолжить борьбу с османами, надеясь на помощь католической Европы. Но помощь не пришла… Ложно согласившись на перемирие, османская армия вторглась в Боснию, а богумильская знать принялась лихо сдавать туркам города и крепости. Стефан отступал, и в конце концов после короткой осады сдал крепость Ключ, вновь надеясь на безопасный выход. Опять же, и в Ключе были предатели, да и сохранение жизни со свободой были обещаны королю, командующим османской армией Махмудом-пашой Ангеловичем.
Мехмед II Завоеватель, впрочем, уже не собирался играть в такие игры, гарантии Ангеловича султан просто проигнорировал. По его приказу, король Степан, его дядя Радивой Остоич и старший сын дяди – Твртко, также схваченные османами в одной из других крепостей, были казнены в июне 1463 года.