Найти тему

Инструменты гончаров

Из немногочисленных орудий и инструментов традиционного гончарного производства широкой аудитории более-менее знаком, пожалуй, только гончарный круг. Вместе с тем, на протяжении столетий в среде восточнославянских, в частности, украинских гончаров бытовал целый комплекс приспособлений для формовки и декоративной отделки керамики, без которых было трудно представить технологию изготовления не только бытовой утвари, но и простейших глиняных изделий – детских игрушек. И если при лепке свистулек можно было ограничиться вспомогательной палочкой-протычкой, то в случае с характерной для украинской народной керамики игрушечной посудой – «монеткой» – в дело шёл, как правило, весь инструментарий гончара-посудника.

Гончарный нож – инструмент для выравнивания стенок изделий. Первая четверть XX в. Подольская губерния, Могилевский уезд, село Берлинцы Лесовые.
Гончарный нож – инструмент для выравнивания стенок изделий. Первая четверть XX в. Подольская губерния, Могилевский уезд, село Берлинцы Лесовые.

Так, выравнивание стенок посуды при работе на круге повсеместно выполняли при помощи гончарных «ножей» – деревянных пластин различной формы, в которых, как правило, проделывали отверстие под палец. Операцию срезания донца свежесформованного изделия с верхнего диска гончарного круга проводили «дротом», «дротыком» – тонкой металлической (чаще всего – медной) проволокой, для удобства имевшей на концах ручки из тряпичной обмотки, глиняных вальков либо деревянных палочек.

«Дротик» – проволока для срезания сформованного изделия с гончарного круга. Середина XX в. Ровенская область, Дубровицкий район, село Кривица.
«Дротик» – проволока для срезания сформованного изделия с гончарного круга. Середина XX в. Ровенская область, Дубровицкий район, село Кривица.

Широко распространённым инструментом для декоративной росписи изделий был «рожок», представлявший собой рог коровы либо вола, в нижнее отверстие которого вставляли оточенное куриное либо гусиное перо, а в верхний раструб наливали краску – ангоб либо поливу (глазурь). Работая в эффектной технике фляндровки, гончар «рожком» наносил капли, риски керамической краски на покрытую фоновым ангобом поверхность изделия, которые затем рассекал, растягивал при помощи специального металлического крючка – «шпильки». Роспись ангобами, разводившимися, как правило, до консистенции жидкой сметаны, требовала от мастера быстрых, уверенных действий, позволявших избежать преждевременного загущения раствора в процессе работы, в организации которой в этой связи любопытно проследить своеобразные элементы народной «эргономики». В традиционной украинской керамике была распространена гамма из трёх цветов и под каждую краску использовали отдельный «рожок», который в случае добротно оборудованного рабочего пространства занимал своё место на специальной трёхвыемчатой подставке, выдолбленной из куска дерева либо сформованной из жгута глины.

Автор текста: Христенко Алексей Владимирович, научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Российского этнографического музея.

-4