Найти тему
Александр Долгих

Кто на самом деле Баба-Яга из сказок и что символизируют избушка, пест и ступа

Оглавление

Баба-Яга ― один из самых известных персонажей русских сказок. Это уродливая колдунья, использующая магические предметы, и одновременно ― важная фигура славянского язычества, являющаяся проводником между мирами. Вопреки распространённому мнению, образ Бабы-Яги далеко не отрицательный.

Баба-Яга у славянских народов

«Яга», возможно, происходит праславянского «jęgа», что созвучно с сербскохорватским словом «ужас», чешским «лесная ведьма», польским «злая баба».

В фольклоре славян Баба-Яга выглядит как старуха-колдунья, летающая в ступе с пестом и метлой, живущая на краю леса в избе «на курьих ножках». Жилище Яги окружено забором, который украшен черепами. Одна нога старухи ― костяная, зубы железные, волосы распущены. Одета Яга в простую рубаху без пояса (реже ― одета в цветную одежду), то есть выглядит неопрятно.

-2

По одной из версий Баба-Яга символизирует покойника в гробу, ведь «лежит из угла в угол, а нос в потолок». Именно вариант захоронения ассоциируется с избушкой на курьих ножках: покойника клали в деревянный ящик, который помещали на высокие пни, с торчащими из земли корнями, напоминающими куриные лапы.

Баба-Яга ― лесная богиня

Древние славяне почитали Бабу-Ягу, считая покровительницей леса и его обитателей. Её требовалось почитать и задабривать. «Баба-Яга с вилами нога, весь мир она кормит, а сама голодна», ― гласит одна из поговорок. Ягу боялись, но уважали. У фино-угорских племён она считалась целительницей. В некоторых регионах России она до сих пор ассоциируется с хранительницей дома, а незамужним девушкам ― якобы помогает найти хорошего жениха.

Яга Ягинишна могла быть хранительницей тайных знаний. В одной из легенд её описывают как деву невероятной красоты, прогневавшую богов и превративших Ягу в страшную сгорбленную старуху.

-4

Достоверно известно, что страшной бабкой «со спутанными волосами», у которой «нос в потолок врос» Баба-Яга стала лишь после прихода христианства. Новая религия, насаждаемая принудительно, запрещала старых богов, демонизируя их и прививая народу отвращение к ним.

Баба-Яга ― посредник между живыми и мёртвыми

Считается, что Яга охраняет границы мира мёртвых (в сказке это может быть «тридесятое царство»), потому одна нога колдуньи ― костяная или железная, будто стоящая в другом мире.

На то, что Баба-Яга была своеобразным божеством, ритуальным персонажем, указывают сюжеты сказок с её участием. Как обращалась Баба-Яга с теми, кто приходил к ней? Баба-Яга, в большинстве сказок, слепа, потому гостя чует лишь по запаху («русским духом пахнет», например). Обычно пришедший знает, что лесная колдунья ест детей, запекая их в печи, и связана с тёмными силами. По факту же, Баба-Яга предлагала гостю посетить баню, выясняла, зачем пожаловал, давала сытно поесть. После, в большинстве случаев, давала ему ценный совет, либо одаривала волшебным предметом.

Кадр из мультика "Три богатыря на дальних берегах", 2012 год. Режиссёр: Константин Феоктистов.
Кадр из мультика "Три богатыря на дальних берегах", 2012 год. Режиссёр: Константин Феоктистов.

Всё это напоминает ритуал перед символическим путешествием в загробный мир: ритуальное омовение, принятие «покойницкой» обрядовой пищи, есть которую живым недопустимо, ведь тогда они попадут в мир мёртвых. Путешественник же, пришедший к Яге, порой сам требует «баньку истопить, да добра молодца накормить», показывая, что не боится ритуала, имеет на него право. Он показывает, что является «настоящим» героем и готов к преодолению любых препятствий ― своеобразной инициации, вероятно, ассоциирующейся с достижением зрелости.

Баба-Яга поедает детей

Один из вариантов, высказанных этнографами и фольклористами, весьма напоминает древний египетский ритуал. Жрецы собирали «ничьих» детей вместе, отправляли в специальные искусственные пещеры, на входе которых после зажигался огонь (как в печи), а после опускалась каменная дверь. Дети как будто бы сгорали в печи, но это был лишь ритуал, для устрашения врагов: помещения с огнём и детьми разделялись, и дети оставались живы. Беспризорников воспитывали специально обученные люди, позднее делая из них воинов, жриц и рабочих.

По славянской легенде Баба-Яга тоже путешествовала и собирала всех беспризорных детей. Здесь они тоже, якобы, приносились в жертву, то есть сжигались в печи ― неизменном атрибуте быта Бабы-Яги. Разумеется, это символический образ, потому дополнительно стоит вспомнить, что делали в ту пору с больными и слабыми младенцами. Их «допекали» в печи: печку протапливали, но лишь до комфортной температуры, а дитятко, предварительно обмазанное слоем теста, помещали на лопату для хлеба и трижды совали в печку. Подобный ритуал показан в мультфильме про Кузю и Нафаню, где процедуру выполняет сама Баба-Яга.

-6

Атрибуты жизни и волшебные средства Бабы-Яги

В сказках Баба-Яга ― всегда разная. Она может быть дарительницей, которая, например, безвозмездно даёт герою волшебного коня, похитительницей, похищающей с помощью Гусей-лебедей Иванушку, и даже воительницей, способной сражаться «не на жизнь, а насмерть».

-7

Баба-Яга обладает волшебной силой: она может летать, используя ступу и помело, а во время сражения использует пест. Ступа и пест ― вещи для славян ритуальные. В древности считалось, что пестом в ступе можно «истолочь хворь», вылечить человека или животное. В процессе полёта на ступе, Яга заметает следы помелом.

Также Баба-Яга часто прядёт, что также указывает на сакральный смысл: прядение нити судьбы, которая может оборваться в любой момент. Связь с потусторонней силой подтверждают и особенные животные, живущие с Ягой: это может быть чёрный кот, ворон или филин, которые помогают ведьме. Есть у Яги и ещё три помощника-всадника (по другой версии ― три руки) — белый, чёрный, красный. Это день, ночь, утро.

Баба Яга из Морозко.
Баба Яга из Морозко.

В некоторых славянских сказках избушка Яги, представляющая собой гроб-домовину, одновременно ассоциируется с угощением. Тогда она «блином укрыта» и «пирогом подпёрта». Это своеобразный «пряничный домик», как у народов Европы.

Баба-Яга в искусстве и культуре

Литературные произведения о Бабе-Яге написали В. А. Жуковский, Н. А. Некрасов, А. Н. Толстой, А. С. Пушкин, В. И. Нарбут. Именно ей посвящены произведения известных художников Серебряного века: В. Васнецова, Е. Поленовой, И. Билибина, А. Бенуа, И. Малютина.

Картина Васнецова "Баба Яга".
Картина Васнецова "Баба Яга".

Бабе-Яге посвятили свои музыкальные произведения М. П. Мусоргский и П. И. Чайковский. Яга присутствует в советских фильмах «Василиса Прекрасная», «Лиловый шар», «Золотые рога», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы». Да и в современных мультфильмах про богатырей или царевен про Бабу-Ягу не забывают.

Кадр из фильма "Последний богатырь".
Кадр из фильма "Последний богатырь".

Памятники Яге установлены в Тюмени, Челябинске, Екатеринбурге, Дубае и Лондоне. В Ярославской области, селе Кукобой, даже открыт музей Бабы-Яги, а сама местность объявлена её родиной.

Мой канал в Телеграме. А Вконтатке через "Предложить запись" вы можете предложить мне какую-то свою тему или поделиться чем-то интересным. А пока что рекомендую почитать ещё несколько статей о славянах: