Домашние задания в когнитивно-поведенческой психотерапии
Что же они из себя представляют?
Конечно, это не школьные домашние задания, где учитель строго требует выполнения и дает, что положено по программе.
Психотерапевт, конечно, знает куда он вас ведет и какие методы будут наиболее эффективно решать задачи. Однако, главное - это готовность и желание самого клиента что-то делать.
Психотерапевт предлагает и обосновывает полезность задания и только, если клиент сам решает, что это ему нужно, берет это на себя.
Как я уже писала ранее, большое внимание в КПТ уделяется работе с мыслями. Для этого используется «Дневник СМЭР». Работе с ним клиента сначала обучают на сессии. В нем отражается конкретная ситуация, автоматическая мысль на нее, эмоция, телесные ощущения и поведение. Есть и другие варианты СМЭР.
Вести его не так просто, как может показаться на первый взгляд. Наибольшие затруднения сначала вызывают отслеживание автоматических мыслей и эмоций. Это навык который тренируется, и именно он позволяет глубоко разобраться в причинах ваших проблем.
Иногда достаточно одной консультации, чтобы клиент понял суть конфликта.
Примеры из практики: клиент увидел, что злится по факту не на что и при этом заметил основную причину негативных эмоций. Другой пример, работа с ревностью, когда клиент смог разделить фантазии и реальность, рассчитал последствия и отказался от привычных стереотипов. И таких примеров много, можно их найти в отзывах.
Работая с автоматическими мыслями, мы находим искажения в мышлении, правила, глубинные убеждения, неадекватность эмоциональных реакций и дезадаптивное поведение.
Домашние задания направлены на тренировку новых убеждений и поведения, тренировку критичного мышления по отношению к собственным мыслям.
Особенно много поведенческих экспериментов даю при работе с паническими атаками, социофобией, обессивно-компульсивным расстройством и др. Это, например, когда надо что-то сказать в компании и понаблюдать за реакцией людей, отказаться от привычного поведения и т.п.
Обязательно, при работе с тревожными расстройствами и депрессией я обучаю навыкам осознанности, умению быть в моменте, концентрироваться на собственных ощущениях, принимать настоящее безоценочно.
Так же клиент осваивает навыки нервно-мышечной саморегуляции и спокойного дыхания.
Для стойкой мотивации к изменениям исследуем ценности клиента и здесь бывают важные открытия. Клиенты зачастую осознают, что их мотивация была внешней, кем-то навязанной, а это уже причина многих проблем.
Итак, подведем итог. Домашние задания являются логическим продолжением сессий, позволяют выработать новые стереотипы мышления и поведения, формируют в человеке уверенность в собственных силах, уверенность быть психологом для себя самого.
Записывайтесь ко мне на психотерапию, я знаю, как вам помочь.
Автор: Локтева Ольга Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru