Найти тему
Петербург и всё такое

Как менялась за 100 лет площадь Восстания в Петербурге. Фото тогда и сейчас

Площадь Восстания в Петербурге делит Невский проспект на две части. На Невский и Старо-Невский. На этой площади находится главный железнодорожный вокзал города - Московский. Давайте посмотрим, как менялась эта площадь за последние 100 лет.

Фото Георгия Ланчевского из личного архива
Фото Георгия Ланчевского из личного архива

Это - современная фотография, с широкой дорожной развязкой. Представляете, друзья, нашёлся автор этой фотографии, просматривая мою статью. Это Георгий Ланчевский.

Невский проспект уходит вдаль, в своё начало. Слева направо его пересекает Лиговский проспект. На его месте раньше пролегал Лиговский канал. Позже он был засыпан. В центре площади Восстания - обелиск "Городу-герою Ленинграду". Памятник открыли 8 Мая 1985 года. Чуть правее - круглое здание - наземный павильон станции метро Площадь Восстания.

А вот на фото 1963 года (до сооружения Стелы) - посередине площади разбит прекрасный партерный сквер.

Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

Горожане до сих пор с большой любовью вспоминают этот зелёный оазис в центре площади. Автомобилей тогда было намного меньше.

Следующее фото - дореволюционное. И площадь Восстания ранее, до 1918 года, называлась Знаменской. По имени Знаменской церкви.

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

Вот её-то мы и видим на этом фото (на месте павильона метро). 250 лет назад появилась деревянная Знаменская церковь. А позже по проекту Ф.Демерцова была возведена роскошная каменная. В центре площади - конный памятник императору Александру III.

Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

Памятник появился здесь в 1909 году. Но о нём - чуть позже.

Источник foto-ram.ru
Источник foto-ram.ru

На фотографии 1937 года - идёт ремонт и прокладка новых трамвайных путей. А в марте 1941 года Знаменская церковь будет взорвана. А до появления трамваев как выглядела Знаменская площадь?

Источник fotoram.tu
Источник fotoram.tu

Вот здесь трамвайных круговых путей пока нет. Только в 1907 году начнут действовать первые трамваи. На Знаменской площади (на фото) проходит торжественное построение военных по случаю прибытия на вокзал царственной особы. И дом на углу Невского проспекта, рядом с храмом, ещё не надстроен этажом. Сегодня он полностью перестроен, и в нём находится Торговый центр Стокманн.

Повернём голову немного левее, на Лиговский проспект. Дома тоже уже надстроены до одинаковой высоты. В центре пока никакого сквера нет. Из общественного транспорта - наблюдаем трамваи и телеги, запряжённые лошадьми. И горожане снуют по улице и площади в разных направлениях.

Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

А это - вид на Лиговский проспект с того же ракурса. Но уже спустя 50 лет. Послевоенные годы Ленинграда.

Источник foto-ram.ru
Источник foto-ram.ru

Снято со стороны партерного сквера в центре площади.

Взглянем левее - на Московский железнодорожный вокзал, 1857г.. Он назывался Николаевским.

Фото из открытых источников из интернета
Фото из открытых источников из интернета

Архитектор К.Тон - автор проектов двух вокзалов в Петербурге и Москве.

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

На этой фотографии Знаменская площадь ещё выложена булыжниками.

А это - современный вид Московского вокзала.

Источник fb.ru
Источник fb.ru

Посмотрим на Московский вокзал сверху. В центре - виден уютный сквер.

Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

Современное фото - сквер уже отсутствует. На его месте красуется Стела.

Источник m.mavink.com
Источник m.mavink.com

Напротив вокзала - протяженное здание гостиницы Октябрьской (слева).

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

В 1845 году граф Стенбок-Фермор построил гостиницу "Знаменский вокзал". Позже гостиница сменила название. На уровне третьего этажа видна реклама - "Большая Северная гостиница и ресторан".

Во времена Советской власти гостиница переименована в "Октябрьскую".

Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

Фасад здания изменился - победил конструктивизм. А булыжная мостовая - пока на месте.

Так гостиница "Октябрьская" выглядит сегодня.

Источник up-photo.ru
Источник up-photo.ru

Теперь посмотрим на конный памятник императору Александру III. Фотография сделана в день торжественного открытия.

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете
Автор - скульптор П.Трубецкой. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и её сын, император Николай II, были удовлетворены работой скульптора и отмечали большое сходство бронзового монумента с императором Александром III. По желанию Николая II на постаменте была выбита надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу". (Как меняется лингвистика со временем...)
Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете
Крепкая фигура царя на мощном коне-битюге и на массивном пьедестале символизировала силу всей России. По проекту памятник должен был занимать место на высокой скале уральских гор, на границе Европы и Азии, где внизу проходила железная дорога - Транссибирская магистраль. Отсюда - такая внушительность и такая значительность.
Источник pastvu.com
Источник pastvu.com

Многие в Петербурге подшучивали над чрезмерной массивностью памятника. И в 1937 году его всё же с площади убрали. Но не уничтожили.

Источник traveltimes.ru
Источник traveltimes.ru

Памятник "переезжал" с места на место. И сегодня он находится недалеко от Марсова поля, во дворе Мраморного дворца. И это - прекрасно!

Ну, а площадь Восстания (Знаменская) - выглядит очень современно.

Источник arnfoto.ru
Источник arnfoto.ru

Без булыжника (с асфальтным покрытием), без сквера (и вообще без зелени), без памятника императору (но со стелой), без Знаменской церкви (но со станцией метро)... Время диктует свои правила.

Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!