Юрий Сенкевич – уникальная личность как для российской науки, так и для телевидения. Юрий Александрович стоял у истоков советского телевидения, стал первооткрывателем российского Севера, участвовал в подготовке советских космонавтов к выходу на орбиту, покорил Эверест, писал увлекательные книги о путешествиях и природе, открывавшие мир жителям Советского Союза. Но знаменит ученый, кандидат медицинских наук стал именно как путешественник и телеведущий первой советской телевизионной передачи «Клуб путешественников».
Сенкевич Юрий Александрович родился 4 марта 1937 года в Баян-Тумене (сейчас Чойбалсан, территория современной Монголии). Родители будущего путешественника Александр Осипович и Анна Куприяновна работали тогда в этом небольшом монгольском городке врачом и медицинской сестрой.
Родители познакомились в Ленинграде, где Александр Осипович, ветеран Великой Отечественной войны, работал заместителем начальника Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, а Анна Куприяновна Мачульская (до замужества) служила операционной медсестрой в том же учреждении. Вскоре после свадьбы и рождения сына Сенкевичи вернулись из Баян-Тумена в Ленинград, где мальчик пошел в школу №107.
В детстве Юрий ничем не отличался от сверстников, запоем читал книги Александра Дюма о приключениях мушкетеров и скитаниях графа Монте-Кристо. О том, чтобы связать свою жизнь с путешествиями, он и мечтать не мог. Юрий Александрович рассказывал как-то, что еще в юности семья поехала на отдых на Черноморское побережье Абхазии. Сенкевич вспоминает, в какой восторг привела его первая встреча с теплым южным морем, а вечером он сидел на берегу, когда волны вынесли к его стопам кусок мрамора странной формы.
Позднее оказалось, что это часть древней колонны, которая теперь хранится в государственном музее в Абхазии. Тогда-то в голову Юрия впервые закрались мечты о путешествиях по всему земному шару.
Однако при выборе будущей профессии молодой человек придерживался семейных традиций и поступил в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в Ленинграде. Еще студентом Юрий, начитанный и увлеченный медициной, начал заниматься научной работой. Торжественно вручив в 1960 году диплом врача по специальности «Лечебное дело», молодого Сенкевича назначили на должность начальника медпункта и направили служить в войсковую часть в Тверскую область.
Но пытливый ум и мечты о дальних странствиях не давали покоя Юрию, а партийные деятели со всех углов кричали о космических путешествиях Советского Союза, которые вскоре станут такими же реальными, как простая поездка в Сочи. И вот уже в 1962 году Сенкевич добился перевода в Москву, где его зачислили в штат Института авиационной и космической медицины Министерства обороны.
Изучать влияние перегрузок и невесомости на живые организмы Юрий начал с должности младшего научного сотрудника, но вскоре добился повышения и стал начальником Учебно-тренировочного специализированного центра медико-биологической подготовки космонавтов. Развитию космической отрасли СССР Юрий Сенкевич отдал 30 лет.
За это время ученый принимал участие в организации и медико-биологическом обеспечении управляемых полетов в космос как с людьми, так и с животными, работал над решением фундаментальных и прикладных проблем авиакосмической биологии и медицины.
Под руководством Юрия Александровича был выполнен ряд научных работ, посвященных исследованию механизмов нарушения физиологических функций живых организмов в условиях невесомости, разрабатывались методики отбора и подготовки космонавтов.
Одновременно Юрий Александрович участвовал в подготовке врача-исследователя к космическому полету и проходил сам аналогичный курс. В 1966 году Юрий немного изменил направление научной деятельности, занявшись исследованием особенностей поведения и психофизиологии человека в экстремальных условиях.
Сенкевич энергично готовился к своему первому полету в космос, когда получил предложение отправиться в Антарктику в составе научно-исследовательской экспедиции для изучения функционирования живых организмов в экстремальных климатических условиях Севера.
В экспедиции в глубине Антарктики Сенкевич провел почти год
За работой группы советских ученых на станции «Восток» в Антарктике следил, без преувеличения, весь мир. Материалы, полученные Юрием Сенкевичем в полярной экспедиции, позднее легли в основу его диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.
Вернувшись домой, Юрий Александрович едва успел разобрать чемоданы, как получил удивительное предложение от археолога, путешественника и писателя из Норвегии Тура Хейердала. Еще в конце 1960-х годов Тур развивал теорию о том, что парусное судно может пересечь Атлантику, пользуясь Канарским течением.
Предложение принять участие в экспедиции дошло до Сенкевича весьма причудливым образом. Никита Сергеевич Хрущев находился с дипломатическим визитом в Норвегии, где познакомился с Туром Хейердалом, который в то время подбирал членов экипажа для «Ра». Советский политик презентовал норвежцу бочонок деликатесной черной икры, а Тур в знак благодарности прислал запрос на члена экспедиции из Советского Союза.
Обязательным требованием для члена международной экспедиции значилось владение английским языком. Юрий Александрович в совершенстве владел английским, поскольку в послевоенный период его мать Анна Куприяновна привела домой женщину, упавшую в обморок на улице. Женщина оказалась интеллигентной дамой, знавшей несколько иностранных языков, и в благодарность за помощь обучила маленького Юрия английскому.
В 1969 году Юрий Александрович Сенкевич вышел в море на лодке под названием «Ра», спроектированной по древнеегипетским чертежам в Республике Чад из эфиопского папируса. Команда, в состав которой входил Сенкевич в качестве врача, включала также американского летчика Нормана Бейкера, строителя из Республики Чад Абдуллу Джибрина, итальянского видеооператора Карло Маури, фотографа из Объединенных Арабских Эмиратов Жоржа Суриала, мексиканского антрополога Сантьяго Хеновеса и обезьянки Сафи.
Тур Хейердал намеренно подбирал многонациональную и многоконфессиональную команду, чтоб доказать всему миру, что люди, имеющие различные культурные традиции, религиозные взгляды и политические убеждения, оказавшись на крошечном плавучем островке в океане, могут сплотиться и создать единую дружную команду.
25 мая 1969 года команда на борту «Ра» отошла от побережья Марокко. Уже вернувшись на Родину, Сенкевич вспоминал, что перед стартом экспедиции Тур настоятельно советовал Юрию написать завещание. Это странное, на первый взгляд, предложение основывалось на том, что в Атлантический океан команда вышла на практически бумажном кораблике, а большую часть пути проделала на полузатопленном судне. Юрий Александрович рассказывал, что на ночь привязывал к телу пустые пластиковые емкости, чтоб не утонуть во сне.
А вечерами многонациональная команда, которую объединяло только стремление к приключениям и знание английского языка, собиралась за общим столом. За успех экспедиции отчаянные путешественники пили разбавленный спирт, причем концентрация напитка всегда соответствовала географической широте, на которой находилось папирусное судно.
Однако достичь цели в этот раз путешественникам было не суждено: судно из-за конструктивных недостатков потерпело крушение, а команда эвакуировалась. Но уже в следующем году неутомимый исследователь Тур Хейердал стал инициатором повторной экспедиции на «Ра-II».
На сей раз судно строили в Боливии и учли все недостатки первой конструкции. Состав экспедиции практически не отличался от первоначального, за исключением того, что Абдулла Джибрин не смог выйти в море, а вместо него на борту присутствовали видеооператор из Японии Кей Охара и марокканский химик-эколог Маданни Аит Уханни.
Со второй попытки путешественники достигли побережья Барбадоса, доказав тем самым, что древние египтяне имели возможность совершать путешествия к берегам Южной Америки. Кроме того, присутствие на борту эколога Маданни Аит Уханни позволило команде зафиксировать факт загрязнения вод мирового океана, информация о чем была представлена на конференции в Организации Объединённых Наций.
Уже позднее, в 1972-1973 годах, Юрий Сенкевич вновь принял участие в проекте Тура Хейердала: на тростниковой лодке «Тигрис» путешественники отплыли от берегов Ирака через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к берегам Африки в Красное море. Планам помешал осуществиться политический вооруженный конфликт в районе Сомали.
Вернулся из рискованных международных экспедиций Юрий совершенно другим: загорелым, с романтикой в прищуренных глазах, отвагой в мыслях и неисчерпаемым запасом историй и баек для близких и друзей.
По возвращении Сенкевич занял должность заведующего отделом научно-медицинской и технической информации в Институте медико-биологических проблем и практически одновременно получил приглашение стать ведущим телепрограммы «Клуб путешественников», сменив на этом посту профессора-биолога Андрея Григорьевича Банникова.
Выпуски программы под руководством Сенкевича отличались энергичностью, ведущий рассказывал не только о природе других стран и континентов, но и истории из собственной жизни.
В гостях у Юрия Александровича побывали иностранные путешественники-коллеги по экспедициям на лодках «Ра» и «Ра-II» Тур Хейердал и Карло Маури, путешественник и писатель Федор Конюхов и даже знаменитый исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто. С новым телеведущим Юрием Сенкевичем «Клуб путешественников» получил ряд престижных международных премий, среди которых «ТЭФИ» и «Хрустальный глобус».
В 1979 году ученый и путешественник Сенкевич снова принимал участие в подготовке экспедиции, отправлявшейся к Северному полюсу, а спустя год в составе советской экспедиции отправился покорять Эверест. На основании путешествий, совершенных Юрием Александровичем, изданы 3 книги сочинений и мемуары «Путешествие длиною в жизнь».
В 1990 году Юрий Александрович прошел выборы и стал депутатом Моссовета (нынешняя Мосгордума). К тому времени жители не только Москвы, но и всего Советского Союза уже хорошо знали в лицо Юрия Александровича и уважали его как телеведущего и выдающегося ученого. Спустя год состоялась премьера киноленты Владимира Брагина «Люми», где Юрий Сенкевич сыграл самого себя.
1997 год стал пиком славы в биографии телеведущего: программа «Клуб путешественников» получила заветную «ТЭФИ», а сам Сенкевич стал академиком Российской телевизионной академии.
Несмотря на постоянные путешествия и жизнь в разъездах, Юрий Александрович успевал строить и личную жизнь. После того как Сенкевич стал всенародным любимцем, его у дома караулили влюбленные поклонницы.
Однажды, отдыхая в Сочи, молодой еще Сенкевич попал на выступление танцевального ансамбля «Березка». В сердце путешественника запала миловидная девушка по имени Галина Петрова. Однако вскоре молодые люди расстались, поскольку Сенкевич еще не готов был к созданию семьи.
Тогда же он познакомился с коллегой Галины Ирмой Александровной Помчаловой, которая стала его первой женой. В браке у молодых людей родилась дочь Дарья, ставшая впоследствии врачом-кардиологом. Дочь путешественника родила двоих детей – Дарью и Андрея.
Из-за постоянных гастролей Ирмы Александровны с танцевальным коллективом и работы Юрия Александровича брак вскоре распался. Позднее Юрий Сенкевич женился на Ксении Николаевне Михайловой, работавшей лингвистом в Союзе театральных деятелей. От первого брака Ксения имела сына Николая, который пошел по стопам отчима, став врачом, а позднее гендиректором телекомпании «НТВ».
В 2002 году Юрий Александрович Сенкевич перенес инфаркт и клиническую смерть, а спустя год скончался. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Похоронен всенародный любимец в Москве на Новодевичьем кладбище.