Найти тему

Осознание VS принятие VS одобрение

Чтение тематических форумов, статей, общение с людьми навело меня на мысль, что мы очень часто путаем разные психологические процессы: осознание, принятие и одобрение. В данной статье будет рассмотрен частный случай более широкой темы Транзактного анализа – игнорирование и искажение мировосприятия.

Прими себя; прими другого человека таким, какой он есть; прими ситуацию – подобные лозунги слышишь чуть ли не из каждого утюга. И это не работает, потому что человека в буквальном смысле призывают совершить над собой насилие: мне не нравится, но я должен сломать себя и «принять».

В чем же отличие терминов?

Договоримся сразу #1, что в данном тексте я буду рассматривать слова «осознание» и «принятие» как синонимы – и противопоставлять их «одобрению».

Договоримся сразу #2, что в данном тексте я буду рассматривать взаимоотношения взрослых дееспособных людей. Дети, подростки и пожилые люди из контекста исключаются. Первым нам ещё предстоит объяснить, как устроен мир, и откорректировать поведение. Вторые ведут бой за расширение личных границ, и чаще всего этим продиктовано их поведение «назло». Третьих уже не переделаешь. В общем, эти три категории для других постов.

Итак.

Осознание и принятие – это лишь признание существования факта. Всё. Здесь нет оценок, нет эмоций, нет правых и виноватых. Есть факт. Солнце – желтое, трава – зелёная, подруга вечно опаздывает.

Одобрение – это уже наш внутренний психологический процесс, когда мы соглашаемся или не соглашаемся с фактом. Подруга вечно опаздывает, и меня это раздражает. Подруга вечно опаздывает, но, зная ее особенность, я назначаю встречи на полчаса раньше, чем фактически планирую приехать. Подруга вечно опаздывает, поэтому я скажу ей, что мне не нравится её ждать.

Почему же важно разделять эти понятия?

Во-первых, когда внутри нашей психики случается «подлог», и мы начинаем смешивать два разных процесса, мы находимся в постоянном неосознанном напряжении. Подруга вечно опаздывает, и меня это бесит, а вдобавок мне предлагается ещё и «принять» своё раздражение по этому поводу. Раздражение никуда не уходит, с каждым новым опозданием оно копится, пока не достигнет какой-то крайней точки. Потом одно из трёх:

- либо через год опозданий мы срываемся на подругу и вываливаем на неё все, что накопилось (представьте себя на месте подруги. Вроде, все было хорошо, и тут по вам проходятся катком. Меньшее, что вы испытаете, – это шок);

- либо наша психика из страха за будущие решения начинает заниматься самообманом. Мы начинаем отрицать факт (нет, не опаздывает), рационализировать (нет, не опаздывает, автобус задержался), обесценивать проблему (да ладно, фигня какая-то), приукрашивать ее или выставлять в положительном свете (красивые девушки вечно опаздывают). Энергия никуда не уходит, она продолжает копиться, а потом см. пункт 1.

- либо это раздражение проявится другим образом и в другом месте (для любителей терминов: работает механизм психологической защиты, именуемый проекция), а то и вообще уйдет в область психосоматики.

Во-вторых, многие неосознанно боятся принимать сам факт. Когда мы не принимаем факт, то наше недовольство начинает подменять деятельность. Ведь если я осознаю, что что-то происходит, мне придется с этим что-то делать. А что делать? Ссориться? Вроде, и неохота по пустякам гавкаться. Согласиться? Но это же переступить через себя.

Каждый случай индивидуален, и решать придется точечно. Что точно не надо делать, так «проглатывать» навязанную ситуацию, ибо, как было написано выше, отрицательная энергия никуда просто так не уйдет. Что-то не нравится – используем я-высказывания, чтобы выразить своё недовольство.

Интересно, что при осознании подобные ситуации будут уже работать на вас, выполняя функцию социального фильтра. Ведь другие люди не глухие. Мы выразили наше желание изменить формат взаимодействия, а он не прислушался? Может, это просто не ваш человек. Подумайте, зачем вам тот, кто делает что-то, зная, что вам это не нравится? Это тот друг/подруга, девушка/жена и тд., которые вам нужны?

Не зря 80% работы психолога с клиентом на сессии заключается именно в осознании клиентом факта / ситуации / проблемы.

Если вы постоянно испытываете какое-то напряжение, тревожность, то подумайте, может, часть из этого целого чувства связана с неосознанными попытками не принять факты или поведение других? Если ничего не приходит в голову, попробуйте пофантазировать, какое поведение может вас раздражать?

Прикладную технику работы с подсознанием опубликую завтра.