Чем больше я работаю в сфере реабилитации детей с различными видами нарушений и задержек развития, тем чаще я слышу восторженные отзывы родителей: "Я и не знала, что регулярная физическая активность, освоение новых моторных навыков так сильно влияет на речь! На поведение! Это же так здорово! "
Но давайте посмотрим, что об этом говорят авторитеты:
"Нет сомнения, что полная зависимость ребёнка от этих инстинктивных стремлений и придаёт детству особенно подвижный характер; ребёнок постоянно перебегает от упражнения одного нерва к другому. В этом же, конечно, заключается и задаток всестороннего воспитания органов чувств и движений (сенсомоторная функция)" И. М. Сеченов (1947)
А теперь посмотрим на то, как организована двигательная среда дошкольников и традиционный учебный процесс в школьных учреждениях?
👶Дошкольники:
⛔ Коляска у ребёнка, который уже может самостоятельно ходить.
🤷♀️Так удобнее и легче родителю, чем приучать ходить пешком за руку.
Результат - деградация моторной деятельности, нарушение проприоцепции.
⛔ В руки телефон или планшет.
Сразу становится очень удобный ребёнок, можно на него не отвлекаться, не организовывать его деятельность и заниматься своими делами.
🤷♀️Результат - деградация зрительной мелко мускульной моторной деятельности; возникновение и усугубление сенсорной дисфункции.
⛔ Отсутствие регулярных прогулок на свежем воздухе.
Ну тут мы как правило находим массу причин.
🤷♀️Результат - кислородное голодание, гиподинамия. Как следствие, кроме всего ниже указанного, проблемы со сном и длительные истерики.
⛔ Закрепощение двигательной активности, вместо того, чтобы организовать ее:"Не бегай! Посиди! Не лезь туда - упадешь! Не ходи туда - навернешься! " и т. д.
📋Школьники.
Ребёнок на продолжительный временной период оказывается заложником угнетенного костно-неподвижного стереотипа обучения (длительная работа за столом в положении сидя) .
⛔ Таким образом, угнетается его сенсомоторное развитие.
⛔ Статическое положение тела провоцирует образование спазмов и деформации костно-скелетного развития.
⛔ Ухудшается кровообращение и кислородное питание головного мозга.
⛔ Возникает задержка психического развития.
⛔ Проявляется психо деструктивное поведение.
В связи с этим, дети начинают испытывать серьёзные трудности с освоением базовых, развивающих психику учебных способностей: творческой уверенной речью, пластическим почерком, осмысленным чтением и т. д.
То есть, мы имеем дело:
🔵 С глубокой депрессией и дезорганизацией и развития мозговых структур, а главное высших его функций;
🔵 с поражением базовых, эволюционно значимых видовых характеристик человеческой сущности.
Таким образом всячески подавляется познавательная деятельность и спонтанное самообучение ребёнка. Мы сами, пытаясь облегчить себе жизнь своими действиями формируем у детей патологии развития.
Делаем из них этаких киборгов! А потом бегаем по врачам, пытаясь "вылечить" эти проблемы препаратами. Всю жизнь лечим и никак не можем вылечить. Потому что "лечим" не то и не там!
Именно поэтому при работе по комплексному сопровождению развития детей, основной упор мне приходится делать на коррекцию поведения родителей (80%). Так как практика показывает, что не так страшно сам нарушение, сколько неправильно выстроенное поведение взрослых. Чаще всего именно мы-родители закрепляем токсичные привычки, усугубляя нарушение.
Какие самые первые и важные рекомендации я даю каждому родителю и педагогу, работающих с детьми ОВЗ:
⚪ Ежедневные длительные пешие прогулки новыми, разными маршрутами (откажитесь от транспорта там, где это возможно).
⚪ Регулярная физическая нагрузка в соответствии с возрастом и способностями ребенка (зарядка, физкультура, освойте хотя бы базовые физические упражнения) .
⚪ Мультфильмы не более 10 мин за подход и только в качестве сообщения за выполненную работу.
⚪ Смена положения тела (сидя-стоя) при работе за столом каждые 10 мин. Это касается как работы специалистов в формате кабинета, так и при домашних занятиях.
⚪ Максимально часто находиться в режиме открытого пространства.
Поверьте, выполнение уже хотя бы этих рекомендаций на ЕЖЕДНЕВНОЙ основе преобразит ребёнка и простимулирует его развитие лучше, чем все современные препараты и терапии вместе взятые.
Это не требует никаких финансовых затрат. Требуется лишь готовность родителя прилагать усилия, чтобы обеспечить его гармоничное развитие. Усилие и волю.
Всё начинается именно с нас - родителей.
Используемая литература:
И. М. Сеченов. Избранные философские и психологические исследования. ОГ ИЗ, 1947.
В.Ф.Базарный. Дитя человеческое. Концептуал. 2022