Найти тему
Anna.guddzenko

Причины патологий психического развития

Чем больше я работаю в сфере реабилитации детей с различными видами нарушений и задержек развития, тем чаще я слышу восторженные отзывы родителей: "Я и не знала, что регулярная физическая активность, освоение новых моторных навыков так сильно влияет на речь! На поведение! Это же так здорово! "

Но давайте посмотрим, что об этом говорят авторитеты:

"Нет сомнения, что полная зависимость ребёнка от этих инстинктивных стремлений и придаёт детству особенно подвижный характер; ребёнок постоянно перебегает от упражнения одного нерва к другому. В этом же, конечно, заключается и задаток всестороннего воспитания органов чувств и движений (сенсомоторная функция)" И. М. Сеченов (1947)

А теперь посмотрим на то, как организована двигательная среда дошкольников и традиционный учебный процесс в школьных учреждениях?

👶Дошкольники:

⛔ Коляска у ребёнка, который уже может самостоятельно ходить.

🤷‍♀️Так удобнее и легче родителю, чем приучать ходить пешком за руку.

Результат - деградация моторной деятельности, нарушение проприоцепции.

⛔ В руки телефон или планшет.

Сразу становится очень удобный ребёнок, можно на него не отвлекаться, не организовывать его деятельность и заниматься своими делами.

🤷‍♀️Результат - деградация зрительной мелко мускульной моторной деятельности; возникновение и усугубление сенсорной дисфункции.

⛔ Отсутствие регулярных прогулок на свежем воздухе.

Ну тут мы как правило находим массу причин.

🤷‍♀️Результат - кислородное голодание, гиподинамия. Как следствие, кроме всего ниже указанного, проблемы со сном и длительные истерики.

⛔ Закрепощение двигательной активности, вместо того, чтобы организовать ее:"Не бегай! Посиди! Не лезь туда - упадешь! Не ходи туда - навернешься! " и т. д.

📋Школьники.

Ребёнок на продолжительный временной период оказывается заложником угнетенного костно-неподвижного стереотипа обучения (длительная работа за столом в положении сидя) .

⛔ Таким образом, угнетается его сенсомоторное развитие.

⛔ Статическое положение тела провоцирует образование спазмов и деформации костно-скелетного развития.

⛔ Ухудшается кровообращение и кислородное питание головного мозга.

⛔ Возникает задержка психического развития.

⛔ Проявляется психо деструктивное поведение.

В связи с этим, дети начинают испытывать серьёзные трудности с освоением базовых, развивающих психику учебных способностей: творческой уверенной речью, пластическим почерком, осмысленным чтением и т. д.

То есть, мы имеем дело:

🔵 С глубокой депрессией и дезорганизацией и развития мозговых структур, а главное высших его функций;

🔵 с поражением базовых, эволюционно значимых видовых характеристик человеческой сущности.

Таким образом всячески подавляется познавательная деятельность и спонтанное самообучение ребёнка. Мы сами, пытаясь облегчить себе жизнь своими действиями формируем у детей патологии развития.

Делаем из них этаких киборгов! А потом бегаем по врачам, пытаясь "вылечить" эти проблемы препаратами. Всю жизнь лечим и никак не можем вылечить. Потому что "лечим" не то и не там!

Именно поэтому при работе по комплексному сопровождению развития детей, основной упор мне приходится делать на коррекцию поведения родителей (80%). Так как практика показывает, что не так страшно сам нарушение, сколько неправильно выстроенное поведение взрослых. Чаще всего именно мы-родители закрепляем токсичные привычки, усугубляя нарушение.

Какие самые первые и важные рекомендации я даю каждому родителю и педагогу, работающих с детьми ОВЗ:

⚪ Ежедневные длительные пешие прогулки новыми, разными маршрутами (откажитесь от транспорта там, где это возможно).

⚪ Регулярная физическая нагрузка в соответствии с возрастом и способностями ребенка (зарядка, физкультура, освойте хотя бы базовые физические упражнения) .

⚪ Мультфильмы не более 10 мин за подход и только в качестве сообщения за выполненную работу.

⚪ Смена положения тела (сидя-стоя) при работе за столом каждые 10 мин. Это касается как работы специалистов в формате кабинета, так и при домашних занятиях.

⚪ Максимально часто находиться в режиме открытого пространства.

Поверьте, выполнение уже хотя бы этих рекомендаций на ЕЖЕДНЕВНОЙ основе преобразит ребёнка и простимулирует его развитие лучше, чем все современные препараты и терапии вместе взятые.

Это не требует никаких финансовых затрат. Требуется лишь готовность родителя прилагать усилия, чтобы обеспечить его гармоничное развитие. Усилие и волю.

Всё начинается именно с нас - родителей.

Используемая литература:

И. М. Сеченов. Избранные философские и психологические исследования. ОГ ИЗ, 1947.

В.Ф.Базарный. Дитя человеческое. Концептуал. 2022

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц