В Советский Союз попадало не очень много иностранных фильмов. Но почти каждый из них был событием. Потому что проходные картины, не сулившие интерес зрителей и хорошие сборы, наши киношники не покупали. С 1950-х годов большой популярностью пользовались французские фильмы. Во многом благодаря актёрам – звёздам мировой величины.
Фоном историко-приключенческого фильма «Фанфан-тюльпан» 1952 года стала очередная война короля Людовика XV. Главный герой Фанфан, которого мастерски сыграл Жерар Филип, случайно оказался в армии. Там на него обрушивается множество неприятных ситуаций, из которых он с честью выходит с помощью верных друзей и шпаги. За спасение дочери короля и маркизы де Помпадур Фанфан получил брошь в виде тюльпана и одноимённое прозвище.
На родине фильм приняли прохладно, а вот в Советском Союзе, не избалованном средневековыми приключениями, кинокартина была суперпопулярной. Фильм появился на наших киноэкранах в 1955 году, и его посетило 33 миллиона зрителей.
С середины 1950-х годов французская писательница слезливых женских романов Анн Голон выдала целую серию про «историческую личность» Анжелику – девушку из знатного, но обедневшего дворянского рода. Которую были вынуждены выдать замуж за богатого, но уродливого графа Жоффрея де Пейрака. Жизнь у неё скучной не была. Анжелика попала в водоворот интриг и бурных событий вокруг короля Людовика XIV и его двора, и всё это было на фоне безраздельной любви героев, сыгранных великолепными Робером Оссейном и Мишель Мерсье.
Фильмы в СССР завозили в странной последовательности. Первой в 1968 году была картина «Анжелика и король» (третья часть истории). В 1969 году показали ленту «Анжелика – маркиза ангелов» (первая часть). Каждый из этих фильмов собрал более 40 миллионов зрителей.
В более поздние годы популярность Анжелики снизилась. Только в 1985 году была показана вторая часть истории «Великолепная Анжелика» (23 млн. зрителей). В 1987 году поступил последний фильм «Неукротимая Анжелика» (почти 25 млн. зрителей).
Серия фильмов про Фантомаса напомнила советскому зрителю про Жана Маре и познакомила с комиком Луи Де Фюнесом. Благодаря которому фильмы стали пародией на книги про Фантомаса – настоящие ужастики.
В 1967 году в СССР показали сразу две киноленты: «Фантомас» и «Фантомас разбушевался», каждую из которых посетило 45 миллионов кинозрителей. Через год вышел «Фантомас против Сктланд-Ярда», но фильму пришлось конкурировать с «Разиней» и циклом про жандарма из Сен-Тропе. Поэтому на фильм пришло на четверть зрителей меньше. Тем не менее успех этой серии и Луи Де Фюнеса в нашей стране были очевидны.
1970-е годы подарили кинолюбителям знакомство с Пьером Ришаром. «Игрушка», «Укол зонтиком», «Высокий блондин в черном ботинке» – эти фильмы вызывали в зале и смех, и сочувствие к главному герою –недотёпе-неудачнику. Картины были человечными и понятными советскому зрителю, несмотря на западное происхождение.
А в 1980-х годах к Ришару присоединился Жерар Депардье. Полный антипод «высокого блондина». Хамовитый и напористый, но при этом обаятельный. Их дуэт в картинах «Беглецы», «Папаши» и «Невезучие» советскому зрителю понравился. А ещё эти фильмы сопровождала прекрасная музыка, добавлявшая просмотру какой-то лёгкой, щемящей грусти.
В 1978 году зрители ломились в советские кинотеатры на картину «Четыре мушкетера», в которой снималась известная во Франции комик-группа «Шарло». Если фильм пересмотреть сейчас, то юмор с бесконечными кривляниями и переигрываниями понравится немногим. А тогда смех при просмотре не прерывался. Фильм посмотрели 56,6 миллионов соотечественников. Продолжение – «Четверо против кардинала» было встречено с не меньшим восторгом.
Были ещё фильмы, где блистали Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Брижит Бардо, Катрин Денёв… Всех и не упомнить. В СССР кинокартины из Франции помнили и любили, а фотопортреты главных героев украшали не одну квартиру или комнату в общежитии.
Здесь можно прочитать, как до СССР добрался фильм "Профессионал" с блистательным Бельмондо и музыкой Морриконе.