Найти в Дзене
Пути-дорожки

"Как хорошо учителям жилось при царе, а всё испортили Советы..."

Оглавление

Забавно слышать утверждения, как хорошо жилось при царе и как всё испортили Советы. Чувство, что у людей отбило память, способность рассуждать здраво или они никогда не знали историю.

У учителя был 2-этажный дом и 7 слуг

- Мой прадед до 1917 года был учителем гимназии в Нижнем Новгороде - и знаете, как хорошо жили учителя при царе, не то, что в наше время! - со мной разговорился прямо в Музее "Палаты купца Олисова" внушительного вида мужчина - уже в возрасте, с такой седой бородкой.

Учёба в школах в Царской России была платной. Фото автора.
Учёба в школах в Царской России была платной. Фото автора.

Как случилось, что он решил сообщить именно мне свои размышления о социальном положении нашей страны в разное время, осталось неясным. Наверно, я слишком эмоционально снимала видео купеческого быта в этих средневековых палатах.

Как бы то ни было, посетитель музея оказался преподавателем в нижегородском колледже - привёл в музей своих гостей. Пока я рассматривала экспонаты, недовольный современной жизнью педагог рассуждал о "России, которую мы потеряли" после революции 1917 года.

- Вот сейчас разве обычный учитель может себе позволить держать прислугу?! А мой прадед - учитель гимназии - держал! В доме на него работали 7 человек, вы только представьте, как богато жили педагоги при царе. У него был 2-этажный дом с 14 комнатами, только подумайте, какое прекрасное жалованье было у обычного учителя городской гимназии! Я-то о подобном только мечтаю!

Выслушав тираду, я не выдержала и спросила:

- Вижу, семье вашего прадеда жилось неплохо. А что, прислуга его - все 7 человек - тоже имели по двухэтажному дому с 14 комнатами?

- Они же были совсем не образованными людьми, откуда у них такие дома? - опешил от моего вопроса седобородый гражданин.

А потом брезгливо поджал губы и продолжил:

- Нет, конечно. Я не в курсе, где жила прислуга моего прадеда. Зато знаю, что моя прабабушка имела возможность не работать, а заниматься только воспитанием четырёх детей. Вот какое солидное у прадеда было учительское жалованье - а сейчас - что?! Моя жена всю жизнь трудилась, в точности, как и я. И 2-этажного дома у нас никогда не бывало, вот как плохо мы теперь живём в сравнении с царской Россией.

Собеседник горестно покачал головой. Видеть очевидное он не желал категорически.

Странно было слышать подобное. Тот факт, что лишь единицы в Царской России жили безбедно, а абсолютное большинство народа влачили жалкое существование, почему-то защитников дореволюционной истории не интересует. Они не берут этот факт во внимание. Делают вид, что он настолько незначителен, будто его и вовсе не было.

Дети слуг грамоте не учились

- Какое же было образование в обычной городской гимназии в начале XX века! - мечтательно закатил глаза нижегородец. - Все гимназисты знали латинский язык, изучали иностранные языки, да так, что безо всякого словаря прекрасно и переводили, и разговаривали!

- А что, у 7 слуг вашего прадеда дети тоже учились в такой гимназии? - намекнула на разительную социальную несправедливость и бросающееся в глаза отличие от века нынешнего.

- Что вы! - возмутился педагог-стажист. - Учёба в гимназии стоила немалых денег, откуда у кухарки, да у дворника, да у прачки на это средства? Семейная история об этом факте умалчивает, но я предполагаю, что их дети остались неучами.

- Так выходит, при Советах после революции стало лучше, раз даже дети беднейших людей смогли посещать школы? - я надеялась, что собеседнику придётся согласиться с доводами разума.

Увы.

- Как же может быть лучше, если зарплата педагогов стала так низка, что теперь уж никакой учитель не может жить в 2-этажном доме и держать 7 слуг?! - собеседник упорно стоял на своём. - Как после революции перестали ценить труд учителя, так до сих пор и не ценят.

Да уж конечно - в Царской-то России куда лучше было жить! По данным переписи 1897 года, сколько-нибудь грамотными в России были аж 22,7 % населения. Источник. Надо учесть, что грамотными считались люди, знающие алфавит и по складам способные прочесть пару слов. Писать при этом они очень часто не умели.

К 1914 году доля таких "грамотных" увеличилась почти до 33 %. Остальные 67 % населения даже букв не знали!

Но кому-то удобно считать, сколько зарабатывали учителя гимназий в больших городах (а Нижний новгород и в то время был большим городом). На то же, как жилось учительской прислуге, и смотреть не хотят...

Если вам понравилась статья, прошу поддержать её лайком 👍 и подпиской 🌼

Ещё о школе:

школа современнаяшкола образование современноеобразование власть