Найти тему

Японские водяные сооружения 18 века - современные специалисты "снимают шляпу"

Мы с Таро приехали в городок Асакура (префектура Фукуока), чтобы увидеть древние "суйща" ("водяная машина", "водяная мельница"). О них Таро был наслышан еще со студенческих лет. Он вспоминает как его приятель, изучающий гидравлику, специально ездил из Токио в этот городок, а потом с восторгом рассказывал об уникальных деревянных сооружениях на реке - одна "суйща" - три колеса и на расстоянии - еще две "суйща" - по два колеса.

И вот мы стоим около трех водяных колес в городе Асакура, который расположен на юго-востоке префектуры Фукуока, в 40 км от центра Фукуоки и представляет собой живописную сельскую местность, окруженную горами, реками и рисовыми полями.

В городе, больше напоминающем деревню, есть много достопримечательностей, например, место, где когда-то был "Дворец Асакура Тачибана Хироива", известный с 661 года нашей эры, а также уникальные с/х объекты, признанные национальными историческими памятниками. К ним и относятся "водяные машины Санрэн" ("Санрэн суйща" - "3 совместных механизма/машины"), плотина Ямада и управляемые воды искусственной реки под названием Хорикава.

-3

Каждый год три водяных колеса подсвечиваются цветными огнями во время праздника Обон.

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Это уже давно стало местной летней традицией - городок с августа посещают более 3 тысяч человек из разных регионов Японии.

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Волонтерами здесь созданы общественные организации - "Защита окружающей среды Хорикавы" и "Сохранения трех водяных колес Асакуры". Каждый год (совместно с детьми) проводятся мероприятия по сохранению ландшафта и уборке мусора.

Японцы сажают цветы на берегу, вдоль водного пути - от плотины Ямада, которая представляет собой старое сооружение, перекрывшее реку Чикуго по диагонали большой стеной из булыжника.

-7

Плотина предназначена для того, чтобы воды реки Чикуго в большом количестве впадали в реку Хорикава - важный с/х водный путь, который тянется примерно на 11 км, орошая 650 гектаров полей. С начала сезона, когда начинают сажать рис, проходит освящение плотины "каннущи-сан" (синтоистским священником).

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Ну а автоматическому роторному водяному сооружению, как известно, около 230 лет. Эти старейшие в Японии водяные колеса прекрасно работают и по сей день.

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Древние "суйща" были признаны Международной комиссией по ирригации и дренажу "Наследием ирригационных сооружений".
Японцы бережно охраняют это с/х наследие - территория вокруг водяных сооружений хорошо благоустроена и считается популярным местом отдыха жителей Амакуса и гостей городка.
Кроме того, как говорят местные, необычный парк "играет определенную роль в сохранении природной среды и в продвижении имиджа Асакуры - города с уникальными суйща".

-10

Когда мы с Таро посетили это место, деревянные колеса не крутились - время сажать рис и откачивать воду из реки еще не пришло.
Мы погуляли у реки, полюбовались живописными пейзажами, послушали журчание воды и пение птиц.
Интересно, но пока мы там были - не встретили ни одного человека!

-11

Почитали плакаты, узнали почему здесь были возведены автоматические роторные водяные сооружения.

Как известно, в начале периода Эдо (1603-1868) река Чикуго часто разливалась, вызывая наводнения, селяне страдали из-за неурожая и голода. В 1663 году, чтобы оросить рисовые поля, они выкопали канал от реки Чикуго - так появилась искусственная река Хорикава.
В 1722 году установили новый водозабор, и Хорикава стала полноводной.

-13

Но в северной стороне поля находились выше, чем воды Хорикавы, а у японцев в те времена не было электрических насосов, трудно было заставить воды реки течь наверх - поэтому-то здесь и появились автоматические вращающиеся водяные колеса.

-14

Суйща в Асакуре , как говорят, были сооружены в 1789 году. Все они и сейчас перекачивают воду быстро и эффективно!

-15

Удивляет, что древними инженерами так все было тщательно рассчитано - значение имеет и расстояние суйща друг от друга, и течение реки и скорость вращения водяных колес, высота и объем перекачиваемой воды (объем перекачки за 1 день составляет 8 784 тонны).

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Колеса от энергии воды вращаются, из ковшей вытекает вода, направляясь к рисовым полям (в настоящее время площадь орошения одной трехколесной "суйща" и двух двухколесных - составляет в общей сложности 35 га).
Говорят, что современные специалисты "снимают шляпу" перед технологиями того времени.

-17

Конечно, интересно не просто увидеть эти сооружения, а понаблюдать за процессом перекачивания поливной воды, поэтому лучше приехать сюда в сезон (сезон длится с конца июня до октября). Правда, в это время у реки всегда бывает много туристов, проявляющих особый интерес к старинным с/х объектам.

-18

Водяные машины Асакуры реставрируют раз в 5 лет. Деревянные колеса иногда разрушают тайфуны и наводнения.

Фото из свободного источника интернета
Фото из свободного источника интернета

Но японцы бережно отстраивают и как зеницу ока берегут свои "суйща" - уникальное историческое наследие.