Итальянцы и Байкал? Нет, речь пойдет не об европейских туристах, а о строительстве КБЖД. Именно итальянцы построили большую часть дороги. Как они появились на озере и какие новинки привнесли в Сибирь?
Сибирь всегда была необычайно интернациональным краем, где спокойно уживались люди разных национальностей. Конечно, для сурового региона итальянская диаспора – дело удивительное, но в начале XX столетия итальянцы были вполне себе полноправными жителями такого далекого от их родины Байкала.
Итальянская кладка в «золотой пряжке» Транссиба
На берега далекого, абсолютно чужого, неведомого Байкала строить Кругобайкалку итальянцы поехали по приглашению Департамента путей сообщения Российской империи.
Обращение к ним было неслучайно. Издавна итальянские строители считались самыми лучшими каменотесами и мозаичниками, у которых «чувство камня» было в крови. Ко всему прочему, итальянцы прекрасно показали себя на строительстве многих железнодорожных участков европейской части России, на Кавказе, при возведении мостов через Волгу и Енисей.
Здесь следует вспомнить, что конец 1880-х годов характеризовался невероятным обнищанием северной Италии, поэтому ее жители массово уезжали на заработки в другие страны.
На сооружении Кругобайкальской железной дороги трудилось множество представителей разных национальностей. В какой-то момент к русской, польской, украинской, албанской речи добавилась итальянская. Зазвучали непривычные для русского человека фамилии – Андреолетти, Флориани, Риццолатти… По разным данным, итальянская колония насчитывала до тысячи человек.
Точности и хорошего вкуса требовала каменная кладка на подпорных стенках, порталах тоннелей и галерей. Эту задачу и возложили на плечи выходцев из итальянского королевства.
Все было здесь для них непривычно, и, в первую очередь, сама земля – первобытная, с суровым климатом, без какого-либо стационарного жилья. Поэтому размещаться приходилось в палатках, балаганах, бараках.
Сам труд был невероятно тяжелым: камнепады, обвалы, отсутствие минимальной техники безопасности и медицинской помощи. Но работа и уклад жизни итальянских строителей отличались от русского. Для них нехарактерны были прогулы, требования выходных и праздничных дней, а главное — они практически не пили. В придачу, многие итальянские рабочие упорно учили русский язык, запоминая диковинные слова и фразы.
Соответственно, платили им больше. При выполнении идентичных заданий итальянцы получали по 4 рубля, а русские – 1 рубль 50 копеек.
Чтобы был понятен порядок цен, уточняем: на сибирских приисках прожиточный минимум взрослого мужчины, не отказывающего себе ни в чем, составлял 90 копеек. Поэтому даже для семейных 4 рубля – очень достойная сумма.
Кладку закончили к началу августа 1904 года. Однако еще в начале года разразилась русско-японская война, и всех иностранцев убрали с железной дороги — важного стратегического объекта.
А на память сибирякам остались мастерски выполненные своды и стены тоннелей, арки, кордоны из прекрасно шлифованного камня. И на отдельных порталах можно увидеть вытесанные даты строительства: 1902 – 1904.
Итальянская фотография в Иркутске
После окончания строительства перед итальянцами встал вопрос об устройстве своей дальнейшей жизни. Многие не стали торопиться с возвращением на родину, решили обосноваться в Иркутске, даже вступили в брак с русскими женщинами. На несколько десятков лет итальянские семьи «вросли» в жизнь города: стали открывать магазинчики, фотоателье, кинотеатры.
Иркутск в начале ХХ века считался довольно «продвинутым» городом, в котором были широко распространены последние достижения техники, особенно фотографической. Фоторынок сравнивали с Одесским, и, собственно, из Одессы доставлялось соответствующее оборудование.
В 1905 году в Иркутск приехали фотографы Густав Энне и Ромуальд Каупе. К Энне и поступил в ученики Джованни Минизини, отец которого после участия в железнодорожных строительных работах вместе с семьей остался в Иркутске.
Занятие фотографией было в то время довольно выгодным делом, и скоро из ученика Джованни превратился во владельца собственной студии фотографии, расположенной в историческом здании по 3-й Солдатской улице Иркутска постройки 1870-х годов (ныне улица Грязнова, 11).
Семейное ателье Минизини считалось по меркам того времени невероятно шикарным: зеркала в красивых рамах, обшитые шелком кресла, дорогой ковер. Фотоателье было очень популярно среди иркутян. Великолепными были и получавшиеся снимки, которые даже сегодня позволяют увидеть лица давно ушедшей эпохи.
Во времена СССР начали сворачивать частное предпринимательство, и семья Минизини уехала в Италию, оставив горожанам дом, где располагалось фотоателье.
Антонио Донателло: из провинциального циркача в бизнесмена
Еще один заметный итальянец на Байкале – Антонио Микеле Донателло. Он не принадлежал к когорте строителей Кругобайкальской железной дороги, а начинал свою карьеру как циркач. Невероятно заинтересовавшись новым тогда делом – фотографией и кинематографом, Антонио постепенно перемещался по стране и добрался до Иркутска.
Жители Иркутска всегда проявляли интерес к техническим новинкам. В городе открывались новые выставки, кинотеатры, читались лекции по фотоделу. Донателло задумался о строительстве собственного помещения для показа кинофильмов и воплотил эту идею в жизнь — так в 1907 году в Иркутске появился «Электроиллюзион».
Городская легенда гласит, что перед входом в свой первый кинотеатр он выложил на тротуаре белым мрамором собственное имя: Дон Отелло.
В витринах «Иллюзиона» выставлялись снимки на злободневные темы, демонстрировались новинки кинопроката.
Донателло установил хорошие связи с зарубежными представителями киноиндустрии, благодаря чему постоянно обновлял репертуар. Но главной его заслугой, «изюминкой» иркутского кинематографа можно назвать интерес к документальному кино на местные темы, которое сам Антонио и снимал. Краеведы предполагают, что Донателло, скорее всего, был первым в Иркутске оператором. Свои съемки он проводил тяжелой камерой на штативе-треножнике при дневном свете в солнечную погоду. С 1908 по 1919 год киностудия Донателло подготовила более 20 разнообразнейших кинолент.
К сожалению, сохранились только названия. Уезжая в начале 1920-х годов из России, Донателло вывез в Харбин и свои творческие работы, затерявшиеся на чужбине.
Постскриптум
Судьба итальянской диаспоры в Иркутске закончилась трагически. Часть из них после ликвидации новой экономической политики в СССР покинула Россию в начале 1930-х годов . Остальных в 1937 году депортировали из Иркутска. А в 1938 году последних итальянцев, оставшихся из-за смешанных браков в Сибири, репрессировали и расстреляли.