Найти тему
Журнал "Лучик"

Как учился Пушкин

Пушкин по праву считался одним из умнейших людей своего времени. Но это нисколько не мешало ему быть никудышным учеником! Вот табель успеваемости с оценками юного Александра Сергеевича (в списке он под номером 26):

Не обольщайтесь четвёрками! В Царскосельском лицее была другая система оценок. За отличные успехи ставилась единица. За хорошие - двойка. За удовлетворительные - тройка (тут прямо как у нас). За посредственные (считай, три с минусом) ставилась оценка "четыре". И наконец оценка "ноль" использовалась для "выражения отсутствия всякого знания, равно для означения дурного поведения".

Если перевести Царскосельскую систему оценок в привычную нам, получится, что "пятёрочником" Пушкин был всего по двум предметам - российской поэзии и французской риторике.

Четвёрок у Александра Сергеевича вовсе не было, а "трояки" он имел по закону Божьему, праву, политической экономии и латинскому. По эстетике, истории, статистике, по прилежанию и поведению - двойки.

Ну и "полный ноль" он был по математике, физике, немецкой риторике, рисованию и фехтованию (ну, то есть по физкультуре).

Представьте, что было бы, если бы сегодня Пушкин сдавал ЕГЭ! Не было бы великого человека, гордости России...

"А вам, молодой человек, гусей пасти!"
"А вам, молодой человек, гусей пасти!"

Но, к счастью, в Лицее было принято видеть за оценками человека. Балльная система была достаточно условной; по-настоящему педагоги оценивали лицеистов словесными характеристиками. Вот характеристики Пушкина:

В законе Божием: "Всё слушал прилежно, охотно и внимательно".

В русском и латинском языках: "Более понятливости и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование. Успехи хороши довольно".

Во французском языке: "Стал прилежнее и успехи постоянные.

В немецком языке: "При всей остроте и памяти нимало не успевает.

В логике и нравственности: "Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие".

В математике: "Острота, но для пустословия, очень ленив и в классе нескромен, успехи посредственны".

В географии и истории: "Более дарования, нежели прилежания, рассеян. Успехи довольно хороши".

В рисовании: "Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен, успехи не ощутительны".

В чистописании: "Способен и прилежен".

В фехтовании: "Довольно хорошо".

По нравственной части: "Мало постоянства и твёрдости, словоохотен, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен".

Последняя - прямо резюме всей жизни...

Царскосельский лицей. 20-е годы XIX века
Царскосельский лицей. 20-е годы XIX века
-4