Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Что случилось с образованием?

Недавно на форуме обсуждался ролик, где учитель выгоняет ученика из класса, а потом начинает его бить.

Аналогично этому можно найти и другие примеры, когда ученики надевают на голову учителя ведро, бьют, матерят, издеваются над сверстниками.

Конечно, частично это связано с тем, что сейчас всё можно записать и выставить на обозрение международной интернет - сети.

Но дело не только в этом.

Дело в тенденциях.

Между учениками и учителями потеряно уважение.

Как же это произошло?

Помню, ныне покойный папа любил рассказывать о детдоме.

Они - сложнейшие дети, оставшиеся в войну и инвалидами, и сиротами.

Проверяли учителей на вшивость, пробовали давить на жалость своей инвалидностью, пытались справляться с голодом разными методами(послевоенное время), но при этом в целом не переходили грань, которую переходят сейчас.

Также, как и знали эту грань учителя. И дело не в том, что они никогда не выходили из себя, а в том, что умели оставаться в контакте: учитель- ученик, человек - человек. Учителя делали на свои копеечные зарплаты подарки детям на праздники, организовывали множество кружков и учили жить интересно. Были заинтересованы в детях.

И дети не сидели, не считали, кто сколько раз вышел из себя, был не идеален. Они концентрировались на главном.

Самое ценное, что папа вынес из детского дома :

"Мы чувствовали себя не вычеркнутыми из жизни. И это было очень важно".

Кстати, первый директор был учеником Макаренко. Папа его очень любил.

-2

Мама училась в 50-60 годы. Очень чувствительный человек по натуре. Но никогда не жаловалась на то, что учителя унижали, били,были ужасны.

"Мы доставали учителей. Спорили с ними, убегали с уроков. Помню раз с истории убежали, а ее у нас директор вел. Он нам в окно кулаком машет, а мы смеемся и бежим".

"А так, чтобы оскорбляли учителей, дрались с ними?" - спрашиваю.

"Нет, ты что. Это же учитель. Мы и не представляли, что такое возможно сделать".

Отчего же ученикам не приходило в голову переходить черту?

Да, потому что не было заложено, что учителя можно обзывать, оскорблять, бить.

Даже тех, кого не любили. Спорить, упрямиться, шалить - да.

Но не выходя за грань разумного.

Такое было возможно, потому что атеистическое государство, отрицая религию, которая опиум для народа, построило всё же систему на христианских принципах и в ее идеологии важны были принципы соборности (коллективизма), ценности семьи, дружбы, уважения к старшим, проповедовали и воспитывали порядочность, доброту, смелость, честность и т.д.

Уже с приходом переломных годов середины 80-х, которые я застала, всё стало меняться.

Нравственные принципы начали рассыпаться, размываться, понятия подменяться.

-3
"Что такое хорошо, что такое плохо" - заменились на: " У каждого своя правда", "Нет предательства, обмана, зла, всё в твоей голове", "Нельзя обидеть, можно только обидеться", "Никто никому не должен" и т.д.

Самым постыдным стало быть бедным и неудачником.

Появилось ещё такое в обиходе обидное слово - л@х.

Когда я пришла в 1996 работать психологом в школу, то мне восьмиклассники с сарказмом сообщили, что учителя, неудачники, работают за гроши, и ещё их, умных, в будущем успешных детей пытаются жизни учить.

А одна учительница, с которой мы подружились, рассказывала, как убежала из школы, где девятиклассники поймали директора школы, затащили в туалет, опустили голову в унитаз и спустили воду.

Учителя такую потерю авторитета профессии восприняли болезненно.

Кто- то смог не войти в этот порочный круг и найти подход в работе с учениками.

Кто- то начал компенсировать потерю авторитета профессии жаждой власти, унижениями учеников, взаимными оскорблениями.

Мягкие учителя, не умеющие держать дисциплину, стали совсем жертвоприношениями учеников.

Школа потеряла воспитательную функцию. Учителям часто стало всё равно, что происходит между учениками, в классе.

-4

Педагоги во всем ругают учеников и родителей, родители считают, что учителя не смеют бить детей, а вот если их кровинушки бьют учителя -онижедети, сам виноват учитель, не смог дисциплину держать, и вообще слово не так сказал, поэтому за дело получил.

Почему такое произошло?

Потому что у дома - системы образования ( и не только её) убрали основы, опоры, главную конструкцию, на которой всё держалось - нравственные принципы.

И сколько бы сейчас не меняли системы обучения, отменяли Болонские системы, но , если нравственные опоры не будут возвращены в наше общество, взаимоотношения, то никакие перестановки слагаемых сумму не изменят.

Телеграм: https://t.me/oksanatankova48

Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на страницу сайта, где статья напечатана.

Записаться ко мне на консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation

Skype: oksana-tankova3536

по телефону +7 (988) 576-88-85 ( лучше писать - ватсап, телеграм)

Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru