Наш кинематограф славился мастерами отрицательных ролей, умевшими внушать зрителям страх, отвращение и даже ненависть. Иногда ради спортивного интереса за такие роли брались артисты, которых народ давно успел полюбить в иных амплуа.
С одной стороны, образ отрицательного героя в советском кино давал артисту куда большую свободу действий. Это положительные персонажи должны были быть правильными на работе, в личной жизни и даже в одежде, из-за чего порой выглядели несколько шаблонно, а вот кинозлодеям никто не мешал отрываться вовсю. Они могли придумать своим героям какой-нибудь нелепый гардероб, наградить их мерзким голосом или шепелявостью, вставить накладные зубы из фольги или оттопырить уши. Благодаря всем этим импровизациям злодеи в фильмах часто запоминались зрителям лучше, чем герои положительные. С другой стороны, наши мастера отрицательных ролей вроде Андрея Файта, Александра Январева или Юрия Шерстнева мечтали отделаться от надоевших образов и сыграть что-то совсем другое, но режиссеры им такого подарка почти никогда не предлагали. А вот попытки сыграть злодеев от артистов иного амплуа далеко не всегда оказывались удачными. Вспомним некоторые культовые фильмы.
Георгий Бурков
Актер в последние годы жизни Василия Шукшина стал одним из самых близких его друзей, их многое духовно роднило. Естественно, что Василий Макарович снимал "друга Жору" и в своих фильмах. В картине "Печки-лавочки" Бурков предстал в роли обаятельного вора-майданника - так называли тех, кто шуровал по чужим чемоданам в поездах и на вокзалах. Личность вроде бы сугубо отрицательная, но зрителям этот специалист "по железной дороге с авиационным уклоном" очень понравился. Сам режиссер намеренно показал его с большой симпатией, ну а Георгий Бурков с этой задачей справился.
А вот с ролью рецидивиста Губы в последнем фильме Шукшина "Калина красная" - нет. Глядя на ироничное, улыбающееся лицо Георгия Ивановича, который до этого сыграл в кино столько обаятельных алкоголиков, деревенских мужичков и простых работяг, поверить в то, что перед нами законченный подонок и убийца нельзя. Совсем не был похож Бурков и на уголовного авторитета, хотя в компанию к нему Шукшин подобрал артистов с уже проверенным отрицательным амплуа. Конечно, великий фильм не стал от этого менее замечательным и любимым.
Александр Белявский
Неплохой артист и великий мастер дубляжа был когда-то отобран Леонидом Гайдаем для исполнения роли Остапа Бендера в фильме "12 стульев". Когда начались съемки, стало ясно, что Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова Белявского переигрывает. Да так, что от него остается бледная тень. Гайдаю пришлось актера экстренно менять. В трехсерийном фильме "И снова Анискин" Александр Белявский исполняет роль главного жулика по кличке Филин. Пусть это лента и с комедийным уклоном, но сцена его задержания, допроса и разоблачения в конце выглядит не столько забавной, сколько нелепой. Актер, что называется, плюсует или наигрывает безбожно.
Фокс считается главной удачей Белявского в кино, но и здесь он напрочь теряется на фоне всеподавляющей харизмы Владимира Высоцкого, задающего в ленте высокий уровень реализма. Правда, совместных сцен у них почти не было. Уже изрядно раздобревший Белявский совсем не убедителен в роли этого законченного негодяя. Да, можно поверить в то, что его Фокс нравился женщинам, но на хладнокровного лидера банды напрочь отмороженных налетчиков он явно не вытягивает.
Евгений Леонов
Его первая заметная роль в большом кино как раз была отрицательной - предавший друга шофер Мишка Снегирев в "Деле Румянцева". Правда, здесь он не то, чтобы злодей, а скорее ставший жертвой собственного малодушия и трусости молодой человек, еще и находящийся под каблуком жены (Инна Макарова). Леонов почти не играл отрицательных ролей, и уж тем более настоящих рецидивистов. Единственная попытка - культовый фильм Александра Серого "Джентльмены удачи".
Собственно, экранного времени именно с авторитетом Доцентом здесь наберется минуты на три, не больше. И это хорошо, поскольку артист выглядит в этом образе лишь чуть более убедительно, чем Трошкин в роли волка на утреннике в детском саду. Остается лишь гадать - то ли гениальному Евгению Павловичу не под силу было стать на экране настоящим уголовником, то ли вся стилистика фильма и режиссура Серого заставляла его работать в такой условной, карикатурной манере. К слову, сам Леонов работой в "Джентльменах удачи" доволен не был, а в дневнике писал: мол, попробуй скажи кому-нибудь, что тебе самому этот фильм не особо и нравится, так еще и побьют - настолько он любим народом.
Александр Михайлов
В 22 делах классической советской части сериала "Следствие ведут знатоки" мы увидели 21 кинозлодея (в деле "Несчастный случай" ярко отрицательных персонажей не было). Какие-то внушали страх и отвращение, а какие-то выглядели вполне себе респектабельными и даже обаятельными (Менглет в "Ответном ударе" или Кенигсон в "Он где-то здесь"). Но если выбирать отрицательного героя, которому веришь меньше всех, то для меня это точно Миловидов из дела "Ушел и не вернулся", которого играет Александр Михайлов.
Актер старался показать неоднозначность своего персонажа. Вроде бы и ворюга, вроде бы и хочет подвести под расстрельную статью невинного человека (Горобец – Александр Пашутин), а все равно беззаветно любит жену (Наталья Гундарева) и строит романтические планы про лодку с парусом. Балансируя на этой грани человеческой неоднозначности, Михайлов слишком увлекся. Его герой вызывает у зрителей выраженную симпатию, ему сопереживают, а этого-то по идее быть не должно, ведь Миловидов - не жертва роковых обстоятельств, а рассчетливый негодяй. Артист слишком яркими красками показал положительность своего Миловидова, и слишком бледными его гнилую сущность. В дальнейшем замечательный актер уже не брался за отрицательные роли.
Олег Янковский
А вот этот артист нередко исполнял роли как сугубо отрицательные, так и, что называется, неоднозначные. Олег Иванович заслуженно считается одним из крупнейших драматических артистов нашей страны второй половины ХХ века, разделяя это звание со Смоктуновским, Борисовым, Лавровым, Ульяновым, Леоновым, Далем и многими другими. Но далеко не во всех ролях Янковский проявлял весь свой потенциал. То ли не хотел выкладываться, то ли не позволяли материал и режиссеры. Его уголовника Князя в "Сержанте милиции", конечно, не назовешь неудачей, но и чего-то по-настоящему интересного он здесь не показал.
А вот Янковский-Стэплтон в двухсерийке "Собака Баскервилей" из сериала "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" точно не имеет никакого отношения к Конан Дойлю. Конечно, благодаря старым друзьям Никите Михалкову и Александру Адабашьяну на съемочной площадке этого фильма вообще царило безудержное веселье, что придало настроение всей ленте, получившейся в чем-то комедийной. Но злодей Янковский здесь, пожалуй, наименее убедительный из всех. Такое впечатление, что Олег Иванович работал вполсилы, и все его мысли были связаны со съемками ленты "Полеты во все и наяву" Романа Балаяна, которые тогда как раз стартовали. С данным фильмом Янковский заслуженно связывал большие надежды, и это реально одна из лучших его ролей в кино. Ну а "Собака" для него - так, чисто поприкалываться. Более убедительным Стэплтоном, к слову, был Александр Кайдановский в "Собаке Баскервилей" 1971 года, вот здесь мы увидели и судьбу, и страсть, и демонов.
Дорогие друзья, в статье только личное мнение автора без претензий на истину. А какие советские кинозлодеи казались вам наименее убедительными?