Найти в Дзене

Татары Западного Приуралья: Мензелинский уезд

Оглавление

"Мензелинский уезд, на протяжении длительного периода включавший значительную часть территории историко-культурной области Восточного Закамья, являлся одним из центров формирования татарского народа и татарской культуры. На сегодняшний день – это территории Мензелинского, Нижнекамского, Тукаевского, Заинского, Муслюмовского, Сармановского, частично Актанышского, Альметьевского, Азнакаевского, Черемшанского районов Республики Татарстан".

Это фрагмент из нового многотомного научно-справочного издания "Татары Западного Приуралья". Его первый том посвящен Мензелинскому уезду и он был опубликован совсем недавно. В книге представлены материалы ревизских сказок 1795-1859 годов. Издание, в какой-то степени, является продолжением известной книги "Татары Уфимского уезда".
Фото: татаровед.рф
Фото: татаровед.рф

Земельный вопрос

"В связи со спецификой землевладения в Мензелинском уезде, как, впрочем, и в других регионах Оренбургской губернии, сформировалась сложная система сельских территориально-административных образований. Она состояла из волостей государственных крестьян, поземельных волостей башкирцев и тептярских команд.

В начале XIX в. ясачные и служилые татары Мензелинского уезда проживали в Каран-Азиковской, Енурусовской, Бурдинской, Макарьевской, Остинской (Останковской), Атинской, Ерсубаевской, Беткинской, Акташевской, Нижне-Абдуловской Лашманской волостях.

Границы поземельных волостей башкирцев сформировались еще в XVII–XVIII вв. и, как правило, не совпадали с границами уездов.

В Мензелинский уезд входили следующие поземельные волости: Байлярская (тюбы: Калмашева, Салаушевская, Бизякинская, Тураевская), Булярская (тюбы: Булярская, Мушугинская), Сарайли-Минская, Байлярско-Сарайли-Минская, Гарейская (тюбы: Такталачукова, Азякулева, Янзигитова), Киргизская (тюбы: Ябалаковская, Байсаринская), Енейская (тюбы: Бугадинская, Камбарская, Енейская, Тугузская, Чигирская), Ирэктинская (Абдулбинская тюба).

Военная сила

С введением в 1798 г. кантонной системы в Оренбургской губернии было сформировано 11 башкирских и 5 мещерякских кантонов.

11-й башкирский кантон был в составе Мензелинского уезда, включал 11 команд (юртов). В 1802 г. количество команд увеличилось до 16, за счет включения Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии. В 1834 г. их количество возросло до 25 .

Тептяри Мензелинского уезда входили в состав 9 команд.

В 1850-х гг. татары Мензелинского уезда состояли в 18-м и 19-м кантонах. С 1855 г. они были подчинены и управлялись Военным ведомством. Ситуация изменилась, когда вследствие окончательного вхождения казахских жузов в состав России в 1840– 1850-х гг. Оренбургская губерния потеряла статус внутренней окраины.

Возвращение к крестьянскому сословию

Согласно «Положению о башкирах», принятому 14 мая 1863 г., «инородцы», живущие в Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской губерниях, известные под именем башкир, мещеряков, тептярей и бобылей и имеющие общее наименование Башкирского войска, получили гражданское устройство и были уравнены в статусе с сельскими обывателями (крестьянами).

Спустя два года, 2 июля 1865 г., вчерашних башкирцев перевели из военного в гражданское ведомство, кантонная система управления, таким образом, в войске упразднялась. Выйдя из состава иррегулярного войска, башкирцы, мещеряки, тептяри и бобыли были включены в сложившуюся систему сельского волостного управления".

Бывший Мензелинский уезд или совр. Заинский район РТ. Фото: Л.Габдрафикова
Бывший Мензелинский уезд или совр. Заинский район РТ. Фото: Л.Габдрафикова

Немного истории или мигранты из Среднего Поволжья

"Территория Мензелинского уезда исторически являлась контактной зоной, в которой проживали и взаимодействовали представители разных этнокультурных сообществ. Значительную динамику социальным процессам в Мензелинском крае придало его вхождение в состав Московского государства, приведшее к мощному миграционному движению оседлого населения из Закамья. (...)

Со второй половины XVI–XVII вв. в состав относительно немногочисленного местного населения, представленного ясачными и служилыми людьми, обладавшими еще со времен Казанского ханства обширными земельными наделами, использовавшимися ими в качестве наследственных владений, в первую очередь, для пушного и бортного промысла, активно интегрируются переселенцы (бобыли, реже – служилые татары). После «казанского взятия» и откочевки ногаев с берегов Волги и Яика происходит массовое заселение региона, при этом основной поток мигрантов идет сюда из Среднего Поволжья.

О разных "башкирцах"

Вхождение переселенцев в состав башкирцев осуществлялось путем переписывания их в окладной ясак и фиксации в ясачных (окладных) книгах.

Необходимо отметить, что применительно к Восточному Закамью наименование «башкирец» имело эндонимическое содержание – Русское государство, выделяя ясачное население, обладавшее определенными правами и обязанностями, маркировало его по территориально-административному принципу. Местных жителей, плативших ясак в Уфу и имевших вотчинные права на землю, вне зависимости от этнокультурной идентичности, начинают именовать «башкирцами».

В некоторых случаях наряду с эндонимом «башкирец» использовались политонимы и этнонимы, например: ногайские и татарские башкирцы. Если по каким-то причинам башкирец выезжал на жительство за пределы Уфимского уезда, он переставал фиксироваться как представитель данной социальной группы.

Например, башкирец Дуванейской волости Мамсяк Елкачин с сыном Кузаем, имевшие в этой волости «Елкичинскую вотчину», перейдя на территорию Кунгурского уезда и поселившись в Карьевской четверти, там именовались уже «ясачными татарами» . Такую же картину можно было наблюдать с башкирцами, выезжавшими в Казанский уезд, где они обозначались как «ясашная»/ «казанская» «чуваша» (т.е. ясачные татары).

Налоговые дела

В переводе на оклад пришлого ясачного населения первоначально были заинтересованы как государство, так и сами башкирцы. Если уфимская администрация путем увеличения числа башкирцев расширяла свою налоговую базу, т.е. количество окладного населения, платившего ясак в Уфу, то башкирцы снижали свою налоговую нагрузку и обременение по несению государственных повинностей. Особое значение припуск имел в поземельных волостях с существенной территорией и небольшим населением, так как распределение налогового бремени осуществлялось не по числу ясачных людей, а по количеству и качеству земельных и лесных владений. Башкирцы в таких волостях объединялись не на основе единого родоплеменного происхождения, как это можно было наблюдать в Восточном Приуралье, а на основе принадлежности к общей территориально-административной единице, как правило, обозначавшейся по названию волостного центра.

Неслучайно, что уже в делопроизводственных материалах второй половины XVII в., относящихся к Казанской дороге Уфимского уезда, практически не встречается челобитных от представителей того или иного рода или племенного образования, фиксируются лишь индивидуальные или коллективные прошения от представителей одной или нескольких социальных корпораций («товарищи»).

Как Ирмекей Алтынбаев, Сулейман Михайлов и Бекмет Елдашев стали "башкирцами"

Знакомство с архивными источниками XVII в., отложившимися в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), позволяет выявить механизмы формирования группы башкирцев и инкорпорации в их состав других страт ясачного населения региона.

Рассмотрим этот процесс на конкретных примерах. В начале 1689 г. башкирцы Ельдяцкой волости Казанской дороги Ирмекей Алтынбаев, Сулейман Михайлов и Бекмет Елдашев обратились с прошением к уфимскому воеводе о снятии с них бобыльского ясака, в связи с тем, что они были записаны в окладные списки. В ходе разбирательства этого дела выяснилось, что Сулейман Михайлов действительно ранее платил бобыльский ясак, но вместе с безясачным бобылем Бекметом Елдашевым был переведен на окладной ясак. При этом, чтобы «казне в зборех порухи и убыли не было», вместо С.Михайлова в бобыльский ясак был записан безясачный черемис д.Биртюковы Токметка Токсубаев.

Таким образом, факт оплаты ясака и записи в окладные книги был достаточным основанием, чтобы признать перевод бобылей в башкирцы. В самом документе отмечалось, что данный случай не был уникальным: «и преж сего такие примеры были безясашные люди, в окладные ясаки писаны Елдяцкие волости башкирцов по старым ясачным книгам написано малолюдно, а ясак на них болшой и за малолюдством тот ясак платят они по вся годы против окладу не сполна и чтоб впредь на них тот ясак в доимке не был и для ясачных зборщиков велел им дать оберегалную память». Единственным препятствием в переводе вчерашних бобылей в башкирцы в глазах уфимской администрации могла стать уплата ими ранее бобыльского ясака, которая наносила «убыль казне». Но в случае безясачного Б.Елдашева и С.Михайлова, бобыльский ясак которого должен был оплачивать Т.Токсубаев, такой проблемы не возникло.

Схожая мотивировка в признании башкирских прав отмечается и в отношении третьего фигуранта этого дела – Ирмекея Алтынбаева. Наряду с фактом оплаты окладного ясака важным аргументом предоставления ему оберегательной грамоты стали его близкородственные связи (был приемным сыном) с башкирцем Ельдякской волости Кулюбаем Байтерековым и помощь в оплате им ясака в его повытье, «по кунице, да по полубатману меду на год».

Данный случай был характерен и для других поземельных волостей Восточного Закамья. В фонде «Уфимская приказная изба» РГАДА (ф.1173) имеются документы о переводе в окладной ясак бобылей Байлярской, Кыр-Иланской, Булярской, Уранской, Дуванейской волостей. Встречаются примеры, когда бобыли при записи в оклад, при получении статуса башкирцев, обязались давать за это ясак в «прибыль», что приносило казне дополнительные средства и мотивировало уфимскую администрацию увеличивать численность данной социальной группы.

Бывший Мензелинский уезд или совр. Азнакаевский район РТ. Фото: Л.Габдрафикова.
Бывший Мензелинский уезд или совр. Азнакаевский район РТ. Фото: Л.Габдрафикова.

Заселение "дикого поля" и локальная идентичность

Впрочем, вышеприведенные механизмы, были распространенными, но не единственными способами интеграции в состав башкирцев. Этот статус и особые права на земли получали путем заселения в пустующих землях («в диком поле») и решением государственных структур. В частности, на основании грамоты царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевича от 17 февраля 1691 г. татарам деревни Терси Зюрейской дороги Казанского уезда Тогузячки Маметеву с братьями и с племянниками было велено жить на своих жеребьях в д.Салагуш «и во всяких делех ведать их на Уфе, а ясаку платить им сверх казанского ясаку по пяти куниц на год и в окладные ясашные книги тот ясак на них Тогузячке з братьями написан».

Таким образом, в Восточном Закамье социальная группа башкирцев имела сложный состав и формировалась из разных этнокультурных компонентов, а переселенцы из Закамья, в первую очередь татары, сыграли значимую, а иногда и определяющую роль в формировании их поземельных волостей.

Так, изучив источники XVII столетия, башкирский исследователь У.Рахматуллин пришел к выводу, что Байлярская, Булярская и Енейская поземельные волости башкирцев будущего Мензелинского уезда сформировались на основе общин владельцев оброчных угодий ясачных татар, марийцев, чувашей и удмуртов. Факты говорят, что такие волости возникали в результате деятельности государственных структур и не были напрямую связаны с родоплеменными объединениями башкирцев. Напротив, в дальнейшем принадлежность к данной общине сформировала локальную общинную идентичность местных жителей.

Интеграция в состав башкирцев представителей иных социальных групп отмечалась и в последующие столетия. Динамику этому процессу придали вхождение башкирцев в состав военно-служилого сословия и создание Башкирско-мещерякского войска. 31 октября 1855 г. был издан указ императора Александра II, объявленный Сенату военным министром, законодательно внедрявший запись «башкирами» всего населения войска.

Несмотря на указы от 14 мая 1863 г. и 2 июля 1865 г., согласно которым башкирцы/башкиры, мещеряки, тептяри и бобыли были переведены в состояние сельских обывателей (крестьян), в официальных статистических документах они продолжали фиксироваться по прежнему сословному наименованию.

Ситуация изменилась после принятия советской властью в 1917 г. «Декрета о земле» и отмены сословного деления общества. В результате Всесоюзной переписи населения 1926 г., в которой учитывалась уже не сословная, а этнокультурная и языковая идентичность, подавляющее большинство представителей сословия «башкир» Мензелинского уезда записали себя татарами.

Бобыли и тептяри

Татарское сельское население Мензелинского уезда входило также в другие социальные и сословные страты, представленные в регионе. С укреплением позиций Русского государства в Западном Приуралье, строительством Мензелинской крепости и Закамской засечной черты с семью городками (1652–1656 гг.) начинается новый этап в заселении и хозяйственном освоении региона. Сюда, на богатые и плодородные земли, в относительно спокойный, «замиренный» край, устремляется поток переселенцев из Предкамья. Часть из них, как отмечалось выше, интегрировались в общины башкирцев.

Другая группа переселенцев оседала на вотчинных землях в качестве припущенников. За пользование землей они должны были помогать им в выплате ясака или вносили за пользование землей арендную плату (оброк). Земельные отношения между башкирцами и припущенниками строились «на взаимовыгодных условиях совместного использования земельных угодий и участии в уплате ясака».

Государственная легализация бобылей, поселившихся на вотчинных землях, происходила путем их переписи и наложения на них особого «бобыльского ясака», который был значительно меньше окладного ясака и зависел от количества земли и «оброчных статей». Для стимулирования записи «гулящих людей» в бобыльский ясак уфимская администрация предоставляла переселенцам налоговые льготы, разрешая не вносить ясак несколько лет, пока переселенцы не обустроятся на новом месте и не «встанут на ноги». Тем не менее, как свидетельствуют многочисленные документы той эпохи, большое количество мигрантов не спешили записываться в бобыльский ясак, предпочитая жить на правах безясачных людей.

Основным контингентом переселенцев-бобылей являлись ясачные крестьяне Казанского и Свияжского уездов. Основными мотивами массового переезда полиэтнического населения Среднего Поволжья в Восточное Закамье были наличие здесь больших фондов неосвоенных плодородных земель, значительно меньший административный контроль и невысокая налоговая нагрузка. Своего пика переселенческое движение достигло в начале XVIII в. и напрямую коррелировалось с усилением государственного давления на тягловое население Среднего Поволжья, проведением налоговой реформы (перевода с подворного на подушный оклад), а также расширением христианизации «иноверцев».

На основе этих групп припущенников в начале XVIII в. оформилось сословие тептярей. Важную роль в закреплении тептярского сословного статуса сыграла локальная перепись 1734 г. В материалах фискального учета тептяри были впервые зафиксированы в III ревизии Уфимского уезда, проведенной в 1761–1764 гг. Тептяри участвовали в восстановлении Табынска и закладке Оренбурга, а также в работе по переносу Оренбурга на новое место. Регулярное использование их для перевоза соли с Илецкой защиты началось в 1766 г., когда к этой работе специально было приписано 1200 человек.

До 1747 г. тептяри и бобыли платили тептярский и бобыльский ясак различного размера. Размер ясака был очень разнообразен как для тептярей, так и для бобылей. Разница между тептярским и бобыльским ясаком заключалась как в сумме оклада, так и в том, что бобыли платили, кроме того, подымные, ямские и полоняничные деньги, тептяри же платили только подымные. С 1790 по 1865 г. они состояли в военно-служилом сословии. Как и другие сословные группы татар Мензелинского уезда, тептяри перестают фиксироваться в статистических материалах советского времени.

Черемшанский район РТ тоже входил в Мензелинский уезд. Фото: Л.Габдрафикова
Черемшанский район РТ тоже входил в Мензелинский уезд. Фото: Л.Габдрафикова

Ясачные и служилые татары

К началу XVIII в. в Мензелинском уезде сложилась разветвленная сеть деревень ясачных татар. До начала XVIII в. они относились к категории тяглых людей, плативших «ясак» государству. В 1720-е гг. на них был наложен подушный оклад, а впоследствии и рекрутская повинность. По правовому статусу они мало отличались от других групп государственных крестьян, однако до 1830-х гг. обособлялись от них в связи с вероисповеданием и этническим происхождением.

Окончательная правовая унификация данной сословной группы произошла в ходе реформы государственной деревни министра государственных имуществ П.Д. Киселева (1837– 1841 гг.).

Другое крупное сословное сообщество татар, представленное в рассматриваемом регионе – служилые татары, первоначально состояло из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств. После завоевания Казанского ханства (1552 г.) оно пополнялось за счет ясачных татар вследствие превращения их собственных наделов в поместья.

Вплоть до начала XVIII в. служилые татары несли иррегулярную военную службу, служили в качестве толмачей (переводчиков), писцов, послов в бюрократических органах Российского государства. За свою службу они получали земельное, денежное и хлебное жалованье. В ходе реформ Петра I потеряли привилегии, были включены в разряд государственных крестьян, исполняли лашманскую (заготовка корабельного леса) и другие повинности. Несмотря на это в материалах государственной статистики XVIII – начала XIX в. фиксировались в отдельную категорию.

Новокрещены и старокрещены

В конфессиональном отношении ясачные и служилые татары делились на мусульман и православных (новокрещен и старокрещен). Новокрещеные татары (новокрещены) появились в Приуралье вследствие государственной колонизации (переселения и раздачи свободных земель), а также естественной миграции крещеных татар из Закамья.

В исторических источниках в Закамье новокрещены начинают фиксироваться в конце XVI в. Так, 11 апреля 1597 г. казанским воеводой князем И.М. Воротынским служилому новокрещену князю Якову Васильеву сыну Асанову была дана ввозная грамота на поместные владения за рекой Камой, являвшиеся «вотчиной его отца».

В дальнейшем земельные наделы служилых новокрещен в этом регионе увеличиваются. Так, по оброчной грамоте от 4 августа 1620 г. служилому новокрещену Зюрейской дороги Кириллу Васильеву на оброк были даны «бортной ухожей за Камою рекою по речке по Таныпе по одной стороне верхняя межа речка Азяк да по речке Селе да по болоту а словет то болото Варгах да по речке Сару да по речке Севергинскому устью», за что он обязывался платить в казну «оброк Тюменского за батман меду и пошлин по дватцати по шести алтын по полуторы деньги на год».

Стрoительствo Закамскoй стoрoжевoй черты (линии) и усиление вoеннoгo присутствия Русскoгo гoсударства в Приуралье во второй трети XVII в. привели к усилению миграционных процессов. Наряду со служилыми людьми регион начинает активно осваивать ясачное население, в том числе новокрещены. Слoжнo oднoзначнo oпределить время пoявления здесь первых пoселений ясачных нoвoкрещен. В истoрических дoкументах oтмечается, чтo старейшие селения крещеных татар Вoстoчнoгo Закамья, такие как Ляки, Сарсаз, Иванаевo, Налим, Багряж, Федoрoвo, Елтань, Ураевo, существoвали уже в самoм начале XVIII в.

Бoлее oпределеннo мoжнo гoвoрить o тoм, oткуда шел пoтoк переселенцев. Местные тoпoнимы, легенды и сoпoставительный анализ элементoв традициoннoй культуры пoказывают, чтo крещеные татары были в бoльшинстве свoем выхoдцами из Заказанья. Согласно легендам, жители села Налим были переселены сюда при Иване IV из Казанскoгo ханства и насильнo крещены; жители д.Нижние Чершилы считали, чтo их предки «казан кешесе» (казанские люди) пришли из-пoд Казани; жители д.Ляки были переселенцами из д.Юкачи (Мамадышский уезд). O тoм, чтo местные жители были выходцами из Заказанья, свидетельствует и тoт факт, чтo в истoрических материалах начала XVIII в. местнoе население прoдoлжалo числиться «мирскими людьми» Зюрейскoй и Арскoй дoрoг Казанскoгo уезда. Это подтверждается и историческими источниками начала XVIII в. (...)

После первой ревизии крестившихся татар стали подразделять на старокрещеных (принявших православие до первой ревизии) и новокрещеных (крестившихся после нее). Юридическое оформление этого деления произошло во второй трети XVIII в. – в период функционирования «Конторы новокрещенских дел» (Новокрещенской конторы).

Служилые мещеряки или мишари

Появление служилых мещеряков на территории Восточного Закамья было связано с мероприятиями царской администрации по укреплению военной инфраструктуры в Приуралье. Хорошо зарекомендовавшие себя в качестве легкой кавалерии, эффективно противостоявшей тюркам-кочевникам (ногайцам и крымским татарам) на южных окраинах государства, служилые мещеряки должны были выполнять схожие задачи по защите крепостей и засечных линий от набегов ногайцев и калмыков.

В Приуралье переводились в основном представители низших слоев татарской военной аристократии, из числа мелкопоместных служилых людей, получавшие в качестве жалованья небольшие земельные владения (от 20 четей) на правах поместий.

С образованием кантонной системы управления (1798 г.) мишари были переведены в военно-служилое сословие – на них была возложена повинность в виде несения кордонной (линейной) службы на восточных окраинах Российской империи. Мещерякское население было разбито на 5 кантонов. Указом от 14 мая 1863 г. мещеряки, как и башкиры с тептярями и бобылями, были переведены в гражданское ведомств".

Для кого эта книга?

Сведения из книги "Татары Западного Приуралья: Мензелинский уезд" дополняют сюжеты о социальной истории Волго-Уральского края. Кроме того, они помогают любителям истории. Например, дают возможность краеведам сократить поисковые работы по составлению родословных, и выявить в конкретной последовательности нахождение ревизских сказок V–Х переписей по деревням проживания своих предков. Для облегчения работы со сводными данными в справочнике представлены указатели: современных населенных пунктов, зафиксированных в материалах ревизий, исчезнувших населенных пунктов, упоминаемых в материалах ревизий.

Татары Западного Приуралья в материалах государственных переписей населения 1795–1859 гг. Т. 1. Мензелинский уезд. Справочное издание / отв. ред. Р.Р. Исхаков. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. – 260 с.