Найти в Дзене

Художник, которого не было: Балдасаре Эмбриаче

«Работы Эмбриачи» — называли резьбу по кости, изготовленную в Италии в конце четырнадцатого и пятнадцатого веков. Точное местонахождение мастерской неизвестно, за исключением того, что она возникла во Флоренции, вероятно, примерно в 1370-х годах.

Сохранилось огромное количество изделий этой мастерской — запрестольные образы, свадебные шкатулки, ящички для хранения документов, украшенные мифологическими и религиозными сюжетами. Как правило, для резьбы использовалась дешевая и доступная цевка (бедренная кость) копытных животных (лошадь, корова).

Небольшой домашний алтарь-триптих, 1400-1425 гг. Дерево с инкрустацией костью, рогом и с позолотой, морилкой и краской. Высота 69 см. Хорошо читаются отдельные вертикальные вставки с рельефной резьбой. Это и есть части цевки(бедренная кость копытных), имеющей цилиндрическую форму, распиленные вдоль и смонтированные на деревянную основу.
Небольшой домашний алтарь-триптих, 1400-1425 гг. Дерево с инкрустацией костью, рогом и с позолотой, морилкой и краской. Высота 69 см. Хорошо читаются отдельные вертикальные вставки с рельефной резьбой. Это и есть части цевки(бедренная кость копытных), имеющей цилиндрическую форму, распиленные вдоль и смонтированные на деревянную основу.
Еще один алтарь Эмбриачи, размером 128,3 x 153,7 см.
Еще один алтарь Эмбриачи, размером 128,3 x 153,7 см.
На увеличенном фрагменте видно, что он тоже выполнен из цевки: каждый отдельный рельеф состоит из трех вертикальных частей. Рамка — интарсия из дерева и кости.
На увеличенном фрагменте видно, что он тоже выполнен из цевки: каждый отдельный рельеф состоит из трех вертикальных частей. Рамка — интарсия из дерева и кости.
Шкатулка с сюжетом о Золотом Руне. 1390-1410 гг. Высота 31,5 см
Шкатулка с сюжетом о Золотом Руне. 1390-1410 гг. Высота 31,5 см
Фрагмент рельефа шкатулки
Фрагмент рельефа шкатулки

Между тем, не существовало художника с таким именем. Руководитель мастерской, Бальдассаре Эмбриачи, член флорентийской дворянской семьи и флорентийских литературных кругов, на протяжении своей карьеры действовал как торговец и дипломат. Поэтому он был скорее финансовым директором косторезной мастерской, носящей его имя, а не ее ведущим художником. Художественным руководителем мастерской и настоящим автором резных произведений был флорентийский скульптор Джованни ди Якопо.

Еще одна свадебная шкатулка с тем же сюжетом. Высота 33,8 см
Еще одна свадебная шкатулка с тем же сюжетом. Высота 33,8 см
Вид сверху, интарсия на крышке
Вид сверху, интарсия на крышке
Фрагмент резьбы
Фрагмент резьбы
Шестиугольная шкатулка с историей Парижа. Дерево, серебро, кость, коровий рог. 33,5 x 32 x 32 см.
Шестиугольная шкатулка с историей Парижа. Дерево, серебро, кость, коровий рог. 33,5 x 32 x 32 см.
Фрагмент сложнейшей геометрической интарсии на крышке шкатулки.
Фрагмент сложнейшей геометрической интарсии на крышке шкатулки.

Подписывайтесь на наш блог профессиональных резчиков по кости. Мы публикуем статьи об истории этого древнего искусства, видео с резьбой из нашей мастерской, интересные подборки резной кости, а также современную резьбу по кости.

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна

©Татьяна Артюхова

Статья написана по материалам музея Metropolitan, Victoria&Albert museum, аукциона Christie's.