Найти в Дзене

Jedi: fallen order

Это не обзор в любом смысле этого слова, это просто мнение обычного игрока. Игрока,  который играет не каждый день, не проходил много культовых игр, да и вообще играть по сути начал только в 2010 году. А из консолей только пс3 и пс4. 

Времени выдалось очень много на игры в этом году на новогодних праздниках. На одном дыхании я прошел сразу stray, marvel spider man и fallen order. 

И вот, что я думаю о Jedi: Fallen Order. 

Еще пока игра загружалась, я предвкушал, что снова испытаю те же восхитительные ощущения, когда впервые лет в 10 познакомился с Джедаями в играх серии Jedi Academy.  Именно после этого я решил посмотреть Звездные войны, и еще немного понаблюдать за приключениями храбрых и могущественных борцов за свободу - Джедаев. 

И вот, первый запуск. Первые сцены игры, как и постер,  подогревали во мне интригу. Потрясающая (на мой непритязательный взгляд) графика, атмосфера разрухи и упадка на космической разборке и первое знакомство с инквизиторами… Я уже предвкушал все и сразу: разнообразные миры, Рассы, чудеса Силы и кровопролитные бои. Хотя, чуть позже я понял, что ждал по-сути Академию Джедаев, только лучше, больше и новее. И я уверен, я был не один такой. 

Я не буду пересказывать сюжет, это тут никому не нужно, буду только ссылаться на него. 

Действие разворачивается на нескольких планетах, по котором и курсирует главный герой со своей командой. 

Итак, самая первая планета для самостоятельного изучения - Богано. И она же дает нам представление обо всех будущих местах. Как и все последующие локации она представляет собой лабиринт на нескольких уровнях, доступ к разным частям которого открывается постепенно по мере прохождения сюжета.  На всех картах этот лабиринт заполнен одинаково:

  • мобами, которые спавнятся после каждой смерти или «отдыха» персонажа на своих прежних местах
  • Контейнерами с различными предметами персонализации
  • воспоминаниями о других людях
  • Объектами для пополнения справочника игры

И уже на этом этапе все не так хорошо, как кажется. 

Мобы на всех уровнях сложности, кроме начального, представляют достаточно серьезную проблему для игрока. Битвы даже с 3-4 простыми мобами могут отнять немало времени поначалу. Игра требует от игрока немало умения в боях, а с «боссами» так вообще вряд ли кто справится с первого раза.  Многие игроки любят такие игры, (взять хотя бы армию фанатов souls игр), но я к ним не отношусь.  Да и один раз зачистить локацию достаточно интересно, но каждый раз гасить одних и тех же ботов проходя коридор назад-вперед становится жутко утомительно и скучно. 

Предметов персонализации много, но это иллюзия выбора. Упор сделан на облик светового меча, что отлично, сделать его можно действительно абсолютно уникальным. Но во время игры от меча видно только цвет «лезвия», а на выбор почти до самого конца игры 3 цвета (зеленый, синий и оранжевый), только к концу игры откроется еще штук 5. А вот рукоять не видно вовсе. 

Поменять можно и цвет одежды персонажа, в основном цвет пончо. Но в наши дни возможность сменить только цвет одежды (пусть и в большом ассортименте) уже выглядит несерьезно. Почти во всех современных ААА проектах персонализация реализована более разнообразно. 

Еще можно сменить расцветку дроида и корабля, но это вообще не бросается в глаза. 

Воспоминания и справочные материалы  представляют собой текст в одном из разделов главного меню. Если совсем нечего делать можно почитать. Хотя зачастую они помогают раскрыть контекст основного повествования, но часто оставлялись мной без внимания, ввиду того, что не всегда хочется читать очередной текст. 

И этот тезис обозначим «Номер 1», попрошу запомнить.

Всего игра нам предлагает 5 планет для свободного посещения:

Илум, Богано, Датомир, Кашиик и Зеффо. Расположил я их в порядке увеличения размеров. 

Илум открывается почти в самом конце сюжета, но в этом ничего печального нет. Некогда великий храм джедаев в игре представлен небольшой  системой заледенелых коридоров. 

Богано - система скалистых коридоров и зеленых газонов

Датомир - система скалистых коридоров в красных оттенках

Кашиик - наполовину система серых имперских коридоров и наполовину джунгли

Зеффо - заледенелые коридоры,  немного зеленых лесов на фоне, и серые коридоры рухнувших имперских кораблей

И вот первое разочарование - мир не разнообразный. Он вообще выглядит примерно одинаково. И на всех планетах кроме Богано и Датомира сражаться приходится в основном со штурмовиками. Даже в эпизодах с воспоминаниями Главного Героя все происходит в серой комнате на имперском корабле. 

И этот тезис обозначим «Номер 2». Чуть позже пригодится. 

И как же в таком маленьком мире создателям удалось сделать полноценно длинную игру? 

Иллюзия у меня разрушилась быстро. После первого боя с Триллой я переключил уровень ложности со второго на первый. И немало удивился. На первые 30 процентов сюжета я потратил дня 3. А на остальные 70 не больше 2.

 И дело тут в том, что даже на втором уровне бои со всеми противниками были трудные, а на первом сложность исчезает как таковая. Меня не убили больше ни разу. И это огромный минус. Да, я не хочу сложных боев, но тем не менее, я бы хотел приложить хоть немного усилий. И таким образом,  сначала во мне убили азарт из-за полного отсутствия успехов  в первом же бою с боссом, а потом добили его остатки полным отсутствием сложности во всех боях. 

И вторая уловка создателей - каждая из планет посещается по 2-3 раза. И каждый раз проходится заново, со всеми ботами, по тому же маршруту. Разве что с каждым новым прохождением открывается чуть больше «коротких путей». Однако, ощущение «блин, опять туда топать» от этого не пропадает. И никакого быстрого перемещения или выбора входа не предусмотрено. 

Что касается сюжета и персонажей, тут придраться формально не к чему. И классический «путь героя» есть со всеми этапами, и мотивацию свою все проговорили. А вот мне… по-фигу. И на главного героя, и на его друзей, и на их миссию.  И даже на милейшего дроида. 

И мне стало интересно, почему так. 

И ответ тут прост - я не ассоциирую себя с персонажем. Уже больше 10 лет пошло, как я прошел Assassin’s Creed 2. И до сих пор,  при случае говорю: «о, я был на Кампанелле Джотто» или «…когда Я убил Родриго Борджиа…». А тут язык не поворачивается. Не я бы на Богано, а Кэл.  И Цере не мой друг, а его. А происходит так, потому что я с ним не знаком. Что было такого счастливого в его жизни до смерти наставника? Почему Кэл винит себя в его смерти? Какое вообще у него было прошлое? Почему он так поверил в Миссию по возрождению Ордена Джедаев? Да, что-то по сюжету скупо проговаривается, но полноценных ответов я так и не нашел. и настроение героя я так и не прочувствовал.  И тут надо вспомнить «Тезис номер 2». 

Плохое всегда видится на контрасте.  А нам хорошее никогда не показывали в игре. Все планеты либо уже разрушены и в запустении, либо там в довесок еще и обосновалась империя. А в редких воспоминаниях Кэла о «прежних временах» только серая комната для тренировок на имперском корабле среди штурмовиков. То есть никакой разницы с «ужасным» настоящим. 

И это не только рушит эмоциональную связь игрока с персонажем, но и в целом всю атмосферу игры. Нам хотели показать безысходность, в которой единицы храбрецов борются за жизнь и свободу, а получилось показать только печальную действительность с разрозненной группкой «с чем-то несогласных». Потому что мы так и не увидели, что империя отняла у жителей галактики.  

Сам сюжет меня тоже немного огорчил. 

На протяжении всей игры у меня было ощущение, что это все очень длинная завязка сюжета. «Еще немного, и начнётся» - крутилось у меня в голове. Задача найти голокрон со списком юных джедаев сама по себе не звучит, как конечная цель. С этим списком же надо что-то делать потом. И я все ждал, что они найдут список и будут РЕАЛЬНО возрождать орден. Искать безопасное место для тренировок,  по одиночке вычислять и устранять инквизиторов, или придумают что-то другое. Но нет. Мы всю игру искали голокрон, нашли его, посмотрели на него и разломали, чтобы не подвергать юных джедаев опасности. Ибо инквизиторы никуда не делись и безопасного места нет. 

И да, я понимаю, что с художественной точки зрения герои прошли свой полноценный путь: нашли себя, нашли друзей, победили внутренних демонов. Но для меня, как для игрока, какие результаты? Никаких угроз не устранено, никакой мир не освобожден (даже наоборот), что делать дальше не понятно. Никакой награды для игрока нет. 

И теперь настало время вспомнить «тезис номер 1», о справочных материалах в меню. 

Игрока не погружают в контекст происходящего во вселенной вообще. Я смотрел звездные войны лет 15 назад, и вообще не помню, что там было.

Нам говорят, события в игре происходят после войны клонов и приказа 66. А я совершенно не помню, что это такое. И мне ничего не понятно, что там вообще произошло. И даже в этих справках в главном меню нет ничего о войне клонов, о которой тут говорят несколько раз. А о «приказе 66» не полноценная справка, а некое напоминание, чтобы вспомнить о событиях фильма. Только вот я ничего не вспомнил. 

Таким образом, игра становится чисто фанатской, а как самостоятельное произведение очень слабое с точки зрения повествования. «хочешь, чтобы было интересно, иди смотри все фильмы. Или иди к черту. Ну или можешь почитать сухие справочные тексты в меню» - как бы говорят мне создатели игры. 

Из-за этого всего для меня игра превратилась в вязкое нечто. Мысль её удалить крутилась постоянно, но я думал «Ну вот сейчас тут пройду, может что и будет. Ну вот сейчас что-то должно произойти. Ну вот еще немного». Так я до самого конца сюжета и увяз. И как только прошел, сразу игру снес. Мне не было интересно, какие еще ачивки я могу собрать, какие еще уголки заученных наизусть локаций не посетил. Что еще не собрал. И очень жаль, что предвкушение детского восторга сменилось полным равнодушием. 

«Возможно, со временем я немного растерял эмпатию», - подумал я. Но тут же отогнал от себя эту мысль. Потому что неделей ранее я прошел Stray. И коротенькая инди игра про кошку, где, по сути надо просто пройти из точки А в точку Б и решить с десяток головоломок, влюбила меня в каждого второстепенного персонажа, в главного героя, и во весь тот крошечный мирок. В игре, где нет ни одного человека, было гораздо больше человечности. В мире, где никто не помнит, как было «до», совершенно очевидно о чем все тоскуют и чего так все хотят.  И Stray я так и не решился удалить. Но это совсем другая история.