Этот вопрос интересует не только действующих вокалистов, но и преподавателей вокала, многие из которых каждый день сталкиваются с конкретными запросами со стороны учеников. Репертуар, который интересует подавляющее число современных исполнителей, относится к так называемой, Современной Коммерческой Музыке - далее СКМ). И следует знать, что он имеет мало общего с национальной и музыкальной отечественной культурой. Он - просто другой, особенный, имеющий свои тонкости и закономерности, о которых стоит знать, чтобы успешно овладеть нужными приемами и способами звукоизвлечения.
К СКМ относятся все современные вокальные жанры кроме академического вокала и различных этнических видов фольклора: рок, ритм-энд-блюз, поп-соул, джаз и все многочисленные производные этих направлений, а также, такой способ пения, который получил название “музыкальный театр” (мюзикл). Все эти жанры и присущие им стилистические особенности пришли к нам издалека и, так или иначе, принесли с собой отражение той многонациональной культуры, где были рождены. Игнорировать сей факт, стараться не обращать на это внимание или пытаться адаптировать их на “русский лад” без понимания корней этой музыки - неосмотрительно и непрофессионально. Зачастую именно это является причиной того, что вокалист иностранные слова выучил, в ноты и фонограмму попадает, а песня не звучит!
НО это - тема отдельного разговора. В своих ближайших нескольких статьях я хочу остановиться на 3, желанных для многих вокалистов, способах пения, которые на данный момент составляют основу годного пения современного зарубежного или отечественного, вокального материала. речь пойдет о Твэнге, Миксте и Бэлтинге.
Самое интересное, что в нашей вокальной культуре есть свои “аналоги” этим звукам:
- твэнг - это дискант (только с отсутствием назализации)
- микст - это излюбленный способ исполнения певцов Российской эстрады конца прошлого века
- бэлт (бэлтинг) - это многие виды русского фольклора (только в более низком участке диапазона)
Только до последнего времени все эти способы у нас были разрозненны по жанровым направлениям, а в СКМ все они переплетаются в пределах одной песни самым причудливым образом. Безусловно, не совсем в “чистом” виде. И мне снова приходится сделать отсылку к национальным и культурным особенностям музыки тех стран и исполнителей, которые так хочется спеть самому.
Самой большой проблемой в овладении разными способами современного звучания является тот факт, что ни певцы, ни преподаватели вокала в большинстве своем, не разбираются в особенностях производства этих звуков. Одним из главных приемов до сих пор остается подражание, но, учитывая, что его явно не достаточно для хорошего исполнения, и певцам, и преподавателям нужно знать более-менее точно, что происходит в голосовом аппарате в том или ином, случае. Это поможет не только быстрее получить желанный звук, но и “транспонировать” его на разные участки диапазона. Тем более, и твэнг, и микст, и бэлтинг “призваны” озвучивать именно высокий регистр, с которым у многих исполнителей извечные проблемы. Возможно, они возникают именно от неправильного воспроизведения звуков, которыми и нужно озвучивать соответствующие фрагменты современного репертуара!
Итак:
Первое: если высокие ноты не получается взять известными вам, способами, возможно, существуют еще какие-то, вам неизвестные.
Второе: если другие способы вам известны только своими названиями и акустическим звучанием, они все равно для вас остаются неизвестными, потому что знания без успешной практики мало помогают.
Третье: некоторые вокалисты смогли продвинуться дальше и научились, таки, «брать» эти высокие ноты, но тут или качество звука не устраивает, или удержать сколько-нибудь долго такой звук не представляется возможным.
Понимание природы «высоких нот» поможет многим подтвердить или опровергнуть свои догадки на их счет. Ибо, как известно, не все так просто в этой жизни…
Высокие ноты относятся к так называемым, «сложным» звукам. Называются они так не потому, что их трудно петь, а потому, что они с л о ж е н ы из определенных специальных умений певца.
Специальными они называются, потому что это не простое умение что-то годно петь и попадать в ноты. Специальными умениями можно считать:
- умение певца осуществлять баланс вокально-мышечного напряжения и расслабления
- умение певца подключать разнообразные поддержки звука
- нужны хорошо натренированные, устойчивые к нагрузкам, голосовые мышцы
- потребуется хорошая изолированная координация структур голосового аппарата
Специальные умения тренируются определенными упражнениями и в особом режиме, а главное – под «присмотром» опытного вокального тренера, который в курсе, что и как нужно делать, исходя из индивидуальных особенностей голоса певца. Этих упражнений нет в Интернете, потому что они не вполне безопасны, если их делать как попало или без учета этих самых особенностей.
Кидайте реакцию и в ближайшее время я опубликую еще несколько статей на тему современных способов пения, таких желанных,но таких заковыристых. Кто знает, может, все не так уж и сложно там...