Ликбез: Франкфуртская школа

363 прочитали

Влиятельнейшая культурологическая школа, куда входил Э. Фромм, Т. Адорно, В. Беньямин и другие. Что такое "культурный марксизм" и причём здесь эти ребята?

Влиятельнейшая культурологическая школа, куда входил Э. Фромм, Т. Адорно, В. Беньямин и другие. Что такое "культурный марксизм" и причём здесь эти ребята? Всем привет!

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Мы продолжаем наше путешествие по мысли культурологии и философии XIX-XX века. Всем желающим рекомендую ознакомиться с предыдущими статьями:

А сегодня мы поговорим о такой знаковой, важной для развития западного общества и очень мифологизированной научной школе — о Франкфуртской школе.

Будучи студентом культурологии нас с половника, почти каждый год кормили Франкфуртской школой и в рамках левой критики буржуазной мысли, и в рамках медиа и коммуникации, и в рамках философии постмодернизма, и, конечно же, в рамках современной массовой культуры. Помню, что наелся ими так основательно, что даже отказался делать диплом на тему: "Истоки культуры постмодернизма в работах Франкфуртской школы". Однако прошло уже какое-то время, да я ещё затеял целую эпопею на канале Культурологический Ликбез, связанную с освещением всех важнейших философских и культурологических течений XX века, поэтому... Настало время опять тряхнуть стариной и на этот раз с половника покормить вас, мои дорогие читатели. Будет не всем вкусно, предупреждаю, но однозначно полезно.

Влиятельнейшая культурологическая школа, куда входил Э. Фромм, Т. Адорно, В. Беньямин и другие. Что такое "культурный марксизм" и причём здесь эти ребята? Всем привет!-2

Культурный марксизм и теории заговора

А начну я с конца. Многие слышали термин "культурный марксизм". Это такое определение современного еврокоммунизма и западного марксизма, где во главу угла встают леволиберальные установки: феминизм, борьба за права сексуальных и этнических меньшинств, уничтожение государства, семьи, религии и т.д.

Так, вот якобы эту теорию "культурного марксизма" создали как раз представители Франкфуртской школы. В большинстве своём являясь людьми еврейского происхождения, они бежали от нацистского режима в Америку и там якобы организовали целую команду по уничтожению западных (ещё тех, настоящих с семьёй, религией) ценностей. Во время политической борьбы в конце 90-х в Америке, были созданы несколько псевдонаучных работ, ссылающиеся на несуществующие цитаты Маркузе и Адорно, где говорилось , что мир вскоре ожидает победа "культурного марксизма", а в основе этого будет лежать союз негров, феминисток и представителей нетрадиционной ориентации. Это так впечатлило американских консерваторов, что один из виднейших - Патрик Бьюкенен разразился целой книжкой «Смерть Запада» (2001), где утверждал, что Адорно, Маркузе, Фромм и другие представители Франкфуртской школы превратили марксизм из экономической доктрины в инструмент по уничтожению Запада. Там, всё как мы любим: цитаты из головы самого Бьюкенена, ложные предпосылки и выводы, домысливания. Хорошо об этой книге и о заговоре "культурного марксизма" сказал один из главных исследователей Франкфуртской школы Мартин Джей

все недуги современной американской культуры, от феминизма, позитивной дискриминации, сексуальной революции и прав геев до упадка традиционного образования и даже экологизма в конечном счёте приписываются коварному влиянию сотрудников Института социальных исследований, приехавших в Америку в 1930-е годы.

С консерваторами всё понятно — это их мысли, идеи и даже хлеб. Консерваторы вообще очень похожи в любой стране. Но нужно понимать, что Франкфуртская школа всё же оказала своё влияние на современную западную культуру, в том числе и на культурные исследования (Cultural studies) и на феминизм третей волны. Но об этом мы поговорим в самом конце. Добавлю только, что ни в культурном, ни в историческом процессе не бывает так, чтобы резко возникла какая-то группа злоумышленников и провела работу, чтобы снести то, что существовало веками. Всегда есть объективные предпосылки.

Влиятельнейшая культурологическая школа, куда входил Э. Фромм, Т. Адорно, В. Беньямин и другие. Что такое "культурный марксизм" и причём здесь эти ребята? Всем привет!-3

Основные положения Франкфуртской школы и её истоки

После прихода к власти нацистов в 1933 году, Институт социальных исследований Франкфурта почти в полном составе переехал в Америку, спасая свои жизни и архивы. Кстати, благодаря их усилиям был спасён архив Маркса-Энгельса и передан в СССР. Бывшие немецкие учёные обосновались в Колумбийском университете, где и были разработаны основные концепции этой школы.

Периодизация с 1931 года по 1968 год.

Почему такие рамки? В 1931 году во главе Института социальных исследований (часть Франкфуртского университета им. Иоганна Вольфганга Гёте) становится Макс Хоркхаймер, а важные роли в университете занимают Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм и другие.

1968 год окончательного раскола представителей Франкфуртской школы на фоне студенческого восстания в Париже '68.

В основе Франкфуртской школы была положена смесь марксизма и фрейдизма, которые противопоставлялись классическому марксизму СССР и традиционной социал-демократии. Чьими же идеями вдохновлялись франкфуртцы?

Альма матер Франкфуртской школы
Альма матер Франкфуртской школы

  • К. Маркс — главным для франкфуртцев стала категория отчуждения и классовая борьба. Отчуждение понималось как бесконечное развитие потребления в капиталистическом обществе, что постепенно ведёт к его деградации и концу истории. В классовой же борьбе пролетариат должен был уступить место интеллектуалам, которые и будут основным антагонистическим классом буржуазии. Проще говоря, пока пролетариат утопает в потреблении и пляшет под дудку буржуазии, мировой революцией займутся интеллектуалы, на которых подобное потребление не действует.
  • З. Фрейд — у австрийского психолога позаимствована идея подсознательного и бессознательного. С помощью удовольствий, потребления и стимулов контролируется поведение масс. Удовольствие становится единственной реальностью. В такой ситуации, о какой мировой революции может идти речь?
  • Д. Лукач — критика марксизма СССР и традиционной социал-демократии. Идеология — является ложным сознанием и не имеет права на существование.
Д. Лукач был один из первых, кто попытался найти новый путь в марксизме, отрицая опыт Советского Союза и Революции. На его работах и идеях была сформирована Франкфуртская школа.
Д. Лукач был один из первых, кто попытался найти новый путь в марксизме, отрицая опыт Советского Союза и Революции. На его работах и идеях была сформирована Франкфуртская школа.

Основные идеи Франкфуртской школы:

  1. Современный социализм и капитализм — это две стороны одной медали и два вида единого современного общества;
  2. Борьба с научным позитивизмом и с его вымарыванием роли человека в науке. Акцент на значимость человеческого во всём научном;
  3. Отрицание революционной роли пролетариата;
  4. Критика тоталитаризма и авторитарной личности;
  5. Критика современного капиталистического общества потребления.

Вот мы и покончили с общими вещами, а значит, пришло время перейти к конкретным концепциям конкретных представителей Франкфуртской школы.

Традиция франкфуртской школы включает в себя более пятнадцати культурологов, философов, социологов и экономистов. Целая команда, как бы сказали любители заговоров. Однако я рассмотрю важнейших представителей и их идеи.

Теодор Адорно
Теодор Адорно

Теодор Адорно (1903 — 1969)

Одна из ключевых фигур Франкфуртской школы. Именно перу Адорно принадлежит сложнейшая книга в моей жизни Негативная диалектика, где немецкий философ "перебирает" гегелевскую диалектику и доводит до предела постулат отрицание отрицания. По Адорно у каждого социального и культрного тезиса есть свой антитезис, который и формируют противоречивость нашего бытия.

Ещё важным понятием в философии Адорно было понятие мышления тождества. Именно на этом постулате формируется все авторитарные и тоталитарные системы. Механизм мышления тождества с помощью окружающей культуры и социума вытесняет индивидуальное из личности и превращает человека в ещё один винтик механизма.

Наконец, эстетическая теория Адорно. В искусстве немецкий философ не видит ничего сверхъестественного. Всё искусство строится рационально и на основании гармонии. Человек не подражает природе, ибо он не может быть таким же совершенным, как природа. Но в попытках сделать это и в несовершенном результате и кроется основа любого искусства.

Не могу не упомянуть историю из своей бытности. Я всегда неправильно ставил ударение в фамилии Адорно (на последний слог, а нужно на второй). И одного из моих преподавателей это очень бесило. Всякий раз, когда я отвечал, упоминая Адорно с неправильным ударением, он мне не засчитывал ответ, говоря, что такого философа не существует.

Эрих Фромм
Эрих Фромм

Эрих Фромм (1900 — 1980)

Пожалуй, самый известный представитель франкфуртской школы. Фромм являлся последователем психоанализа Фрейда и попробовал приложить его наработки в социологии и социальной психологии, смешав с Марксизмом.

В своей книге "Бегство от свободы" Фромм сделал огромную работу по анализу западного общества и того, как индивидуальная свобода порождает неврозы и чувство отчуждения, когда коллективные формы, включая тоталитаризм, дарят освобождения от этих чувств, предоставляя смысл жизни. По сути, Фромм сумел предсказать современную пандемию депрессий на Западе от одиночества и отсутствия смысла жизни.

Фромм из всех представителей Франкфуртской школы был самым гуманистически направленным исследователем. Во главе угла он ставил не приспособление человека к существующей культуре, а попытки развить индивидуальные зачатки и умения, которые позволят чувствовать себя наиболее счастливым в обществе. И этот гуманизм Фромм пытался соединить с марксистской идеологией, видя в ней наилучшую почву для счастливого человека.

Кстати, самая популярная работа "Искусство любить" совершенно не котируется в научном мире. Во время моего обучения мы проходили её мимо. И не зря. Для понимания культуры она не несёт никакой ценности и подходит только для общего развития.

Вальтер Беньямин
Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин (1892 — 1940)

Исследователи до сих пор спорят о том, можно ли причислять Беньямина к Франкфуртской школе. Дело в том, что он никогда не был настоящим академическим учёным, а был скорее литератором-эссеистом. И на мой вкус талантливее всей Франкфуртской школы, вместе взятых. Он не уехал со всеми в США, а остался в Европе. Правда, это ему не принесло ничего хорошего. Под угрозой заключения в концлагере, Беньямин покончил с собой.

Хорошо, мы определились, что Беньямин не совсем учёный. Но при этом он сумел сделать колоссальный вклад в культурологическую науку одним-единственным эссе: "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости". Эта великолепная работа рассказывает о том, как меняется отношение человека в культуре к новым и старым видам искусства. Самый яркий пример — это живопись. Картина имеет свою ценность (не только денежную), когда она написана в единственном экземпляре. Но что будет, если у нас появляется возможность штамповать картины промышленным методом? В этой ситуации человек начинает иначе воспринимать и ценить искусство. По мнению Беньямина, чем сильнее утрата ценности какого-либо искусства, тем менее его критикуют зрители и критики. И наоборот, чем более ново искусство, тем с большим отвращением оно подвергается критике.

Ну обычному читателю рекомендую ознакомиться с его эссе о немецкой трагической драме и с прекрасными путевыми заметками и размышлениями о Париже "Улица с односторонним движением". Кстати, Беньямин входит в мой список настольных книг культуролога. Рекомендую к ознакомлению.

Герберт Маркузе
Герберт Маркузе

Герберт Маркузе (1898 — 1979)

Ученик Мартина Хайдеггера. Несмотря на то что Маркузе быстро открестился от учителя (Хайдеггер поддержал нацистов), он оставался до конца дней под влиянием идей немецкого философа и его главной книги "Бытие и время".

Однако нас интересует Маркузе с точки зрения культурных изысканий. Именно он определил, что в условиях общества потребления пролетариат не играет никакой революционной роли, ибо его развратили удовольствия. В его основной работе "Одномерный человек" он приравнивает людей запада, утопающих в потреблении и советских людей, утопающих в идеологии. И те, и те для Маркузе — это рабы системы. Единственный способ борьбы с таким положением вещей — Великий отказ, тотальное неприятие системы и её ценностей.

Вторая важная работа Маркузе — это "Эрос и цивилизация". Основными тезисами этой работы был постулат о том, что больший прогресс ведёт к большому порабощению людей, удовольствие становится реальностью, а уровень жизни общества определяется не удовлетворением человека от жизни, а количеством телевизоров, самолётов, машин и т.д.

Маркузе очень не любили в СССР и социалистических странах. В первую очередь, из-за слишком вольной трактовки марксизма. Однако интересный факт, что поднятая на знамя Анджела Дэвис была ученицей Маркузе и полностью разделяла его взгляды.

Радикализм Маркузе и его работ породил движение новых левых. К ним впоследствии примкнут феминистки, борцы за права меньшинств, экологисты и другие подобные течения.

Зигфрид Кракауэр
Зигфрид Кракауэр

Зигфрид Кракауэр (1889 — 1966)

Этот исследователь меньше всех занимался политикой и больше всех был исследователем. Звучит парадоксально, но полностью отражает истину. Кракауэр внёс огромный вклад в теорию изучения кино, психологии зрителя и воздействию фильмов на общество. Именно Кракауэр вывел постулат о том, что коммерческое массовое кино отображает психологию общества, а та, в свою очередь, влияет на новые фильмы и их содержание. Очень подробно изучал пропагандистское кино Третьего Рейха и те приёмы, которые оно использовало для воздействия на зрителя. Более того, он нашёл элементы фашизации общества ещё на заре немецкого кинематографа, в знаменитом немецком экспрессионизме.

Отдельно рекомендую его книгу "Природа кино" всем, кто интересуется теорией кино. Это прям хрестоматийная работа, которую обязаны прочесть все киноведы и культурологи.

Юрген Хабермас
Юрген Хабермас

Юрген Хабермас (1929 — ещё жив)

А вот мы подошли к наследнику Франкфуртской школы, который успел принять участие в научных изысканиях школы (а ещё послужить в Гитлерюгенде). И именно Хабермас стал проводником и смычкой Франкфуртской школы и современной леволиберальной идеологии.

В своих воззрениях Хабермас превратил марксизм в этическую и нравственную философию. Он отринул диалектику и проблемы прибавочной стоимости, сосредоточившись на эксплуатации одного класса другим. Правда, вместо классового подхода у Хабермаса появились социальные группы. Например, женщин эксплуатируют мужчины. Мигрантов эксплуатируют коренные жители. Представителей нетрадиционной сексуальной ориентации угнетает большинство традиционной сексуальной ориентации. На этом была построена вся социальная философия Хабермаса. К слову, Хабермас сейчас считается одним из самых влиятельных философов на Западе, в меньшей степени в родной Германии, и в большой степени в США.

Одной из важнейших работ Хабермаса является "Теория коммуникативного действия". В ней немецкий философ пытается решить проблему взаимодействия социальных групп, ставя в основе два препятствия — это язык и дискурс. Если есть возможность преодолеть эти препятствия, то тогда достигается социальное равновесие и различные группы сумеют договариваться между собой, а то и иметь общие цели. При этом роль государства нивелируется, оставляя решение всех насущных проблем социальной дискуссии.

Политическая мысль Хабермаса рассказывает о противодействии обществ секулярных (нерелигиозных) и религиозных. Основной конфликт заключается в том, что все говорят на разных языках. Решение проблемы Хабермас видет в формирование общего понятийного языка, основанного на иудейской и христианской морали, которая будет понятна и представителям ислама. Хабермас категорически выступает против возвращения Европы к своей "силовой" истории. Никакой военной мощи, только диалог. И государства поменьше.

Значение Франкфуртской школы

Так или иначе, идеями Франкфуртской школы пронизана вся западная гуманитарная мысль второй половины XX века, но я остановлюсь только на самых важных аспектах.

1. Американская критическая социология, чьими представителями являются Чарльз Милс и Алвин Гоулднер. Их работы критиковали традиционное капиталистическое распределение богатств в Америке. Они описывали кризис Западного общества и что единственным выходом из этого кризиса является пересмотр социального распределения богатств. Покушались на самое святое.

2. Идеи Франкфуртской школы стали основой для новых левых, альтернативного течения марксистов, которые отрицали советский и социал-демократический опыт. В итоге новые левые выродились в активистов, которые подменяют понятие классовой борьбы на борьбу за права меньшинств.

3. Идеи Франкфуртской школы стали основой для антропологического поворота в гуманитарных науках и поспособствовали появлению таких дисциплин, как историческая антропология, культурная антропология, социальная антропология и другие. Оговорюсь, что формирование этих дисциплин произошло не только под влиянием Франкфуртской школы.

4. Из работ Франкфуртской школы вышли Культурные исследования (Cultural Studies). Это специфические культурные изыскания, занимающиеся доскональным изучением конкретного объекта культуры, и характерна для современной англосаксонской науки. К культурным исследованиям относятся Women’s studies (женские исследования), Gender studies (гендерные исследования), Music studies (музыкальные исследования) Cinema studies (киноисследования), Games studies (игровые исследования) и другие. Создаётся впечатление, что не осталось ни одной области, где бы не существовали свои studies.

5. Идеи Франкфуртской школы повлияли на феминизм третей волны и его наукообразность. Западные феминистки перенесли диспут о правах из социальной области в научную и неплохо там обосновались. Для тех, кто не в курсе, в современный западный феминизм — это не только права женщин, но и права однополой любви, трансгендеров и мигрантов. И феминистки (и феминисты) проводят различные исследования на эти темы в рамках studies.

А теперь хочу добавить немного от себя про Франкфуртскую школу. Я уже говорил, что довольно много времени на неё потратил в рамках своей первой ступени обучения на культурологии. Несмотря на всю политическую составляющую, Франкфуртская школа очень интересна с точки зрения изучения и критики общества потребления. Так получилось, что мы в России сами живём уже больше тридцати лет в обществе потребления западного образца. Пусть и со своей спецификой. Но основные вещи и аспекты были отлично описаны социологами и культурологами Франкфуртской школы. Поэтому я аккуратно рекомендую несколько книг представителей этого направления.

  • Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости;
  • Маркузе, Г. Одномерный человек
  • Фромм, Э. Бегство от свободы
  • Фромм, Э. Иметь или быть?

Источники

  • Дмитриев А. Н. — Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.)
  • Ми­хай­лов И. А. — М. Хорк­хай­мер. Ста­нов­ле­ние Франк­фурт­ской шко­лы со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний
  • Martin J. — The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research 1923–1950 (английский)
  • Martin J. — Adorno In America (английский)
  • Apergi F. — Marxismo e ricerca sociale nella Scuola di Francoforte (итальянский)
  • Bedeschi G. — La Scuola di Francoforte (итальянский)
  • Emil W.— Geschichte der Frankfurter Schule. Kritische Theorie und Politik (немецкий)

Другие материалы на тему философии:

Ликбез: Платон
Культурологический Ликбез18 марта 2022
Ликбез: "Мифологии" Ролана Барта
Культурологический Ликбез4 апреля 2022

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.