Найти в Дзене

Психологическая и психотерапевтическая помощь родителю

Психологическая и психотерапевтическая помощь родителю как составляющая часть комплексной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью и ОВЗ.

В современном обществе психотерапевтическое направление имеет большое значение в вопросах психического здоровья. За последнее десятилетие область психологии и психотерапии сделала огромный шаг, появилось множество направлений (психодинамическая психотерапия, гештальт-терапия, CFT, рациональная психотерапия и т.д.) и форм (индивидуальная, групповая, семейная и т.д.) работы.

В настоящий момент остро стоят вопросы о комплексном психологическом сопровождении семьи, воспитывающей детей и подростков с ОВЗ, так как именно семья может стать основой для полноценного развития здоровой личности ребенка.

Как показывает практический опыт, большинство детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью проживают в семье, где родители погружены в болезнь ребенка с момента установления диагноза. Принятие диагноза - это один из самых травматичных этапов, который проходит родитель. В этот период специалисту важно построить грамотный маршрут оказания помощи ребенку, с целью поддержания здоровой психологической атмосферы в семье и выстраивания личных границ между родителем и ребенком.

В клинической практике специалист периодически сталкивается с ситуацией, когда родитель (законного представитель) чрезмерно обеспокоен состоянием ребенка, что еще больше патологизирует его, в том числе, в вопросах социализации и адаптации ребенка. Рассмотрим случай из практики: девушка 15 лет, основной диагноз: легкая умственная отсталость, несформированность социально-бытовых навыков вследствие педагогической запущенности. Мать девочки меняет за нее средства личной гигиены в период менструации, заправляет кровать, наливает воду и т.д., что в свою очередь затрудняет и осложняет процесс реабилитации. Несмотря на то, что девушка проходит курс СБО (социально-бытовой ориентировки), где ее обучают жизненно необходимым навыкам (приготовление еды, уборки, безопасности и т.п.), возвращаясь в домашнюю атмосферу, она регрессирует до прежнего состояния. Можно предположить, что в основе подобного поведения родителя лежат: повышенная тревожность, ипохондричность, нарушение привязанности.

С другой стороны, специалист может столкнуться с ситуацией непринятия заболевания ребенка, в связи с чем ребенок не получает должной помощи, лечения и необходимой образовательной программы. В особенности это касается психиатрических заболеваний (в особенности: умственной отсталости, аутизма, заболеваний шизофренического спектра). На практике это проявляется следующим образом: несоответствующая образовательная программа, отсутствие медикаментозного лечения или прекращение приема препаратов на период реабилитации, отказ от сопровождения ребенка с выраженным нарушениями поведения, отказ от амбулаторной и стационарной психиатрической помощи, сокрытие заболевания. В данном случае можно предположить, что в основе подобного поведения родителя лежат: состояние неопределенности, страх, реакция отказа и агрессивность.

Медицинский психолог на практике работает с тревогой и тревожными состояниями, которые часто встречаются у родителей (законного представителей), воспитывающих ребенка с ОВЗ и инвалидностью. В первую очередь, после установления диагноза возникает тревога о будущем своего ребенка. Подобный тип тревоги входит в состояние неопределенности, которое относится к кризисному периоду. С этого момента родитель (законного представитель) практически всегда находится в тревожном состоянии разной интенсивности. Это может отражаться в чрезмерной заботе, гиперопеке по отношению к ребенку, раздражительности родителя, быстрой утомляемости, ипохондричности, навязчивых мыслях, неусидчивости, могут возникнуть панические атаки. Это состояние отражается в поведении ребенка, по схожему типу: тревожный родитель – тревожный ребенок. Ребенок может быть пугливым, застенчивым, неусидчивым, суетливым, раздражительным, иметь навязчивые действия или мысли и сформированные страхи (смерти, темноты, грозы и др.). Такое состояние ребенка пагубно сказывается на процессе реабилитации, нарушая адаптацию ребенка, социализацию и прохождение реабилитационных процедур. Клинический случай: девочка, 10 лет, основной диагноз: ДЦП, с сохранной интеллектуальной сферой. Мама девочки тревожная, ипохондричная, часто, при девочке, проговаривает о своем головокружении, болях в сердце, собственных страхах и переживаниях. Девочка, в свою очередь, на индивидуальных встречах высказывается, что боится смерти матери («она может умереть, потому что у нее часто колит сердце»; «если я умру на операции, то мама этого не переживет»; «я очень боюсь грозы, потому что она ударит в маму»), помимо этого девочка боится знакомиться с новыми людьми, тревожится перед новыми процедурами, старается не терять маму из поля зрения. Несмотря на стабилизацию девочки во время занятий, посредством когнитивно-поведенческих техник, при последующих встречах она возвращалась к прежнему тревожно-фобическому состоянию. Данная работа оказалась безрезультатной. Можно предположить, что первоначальная работа с родителем, направленная на устранение тревоги дала бы большую результативность в последующей работе с ребенком.

Далее следует рассмотреть состояние, с которым сталиваются большинство родителей (законного представителей) – истощение. В процессе непрекращающегося потока помощи ребенку (врачи, лечение, адаптация и социализация ребенка, стабилизации его эмоционального состояния, уход за ним) родитель (законного представитель) истощается (физиологически и психологически). Первоначальной симптоматикой этого состояния служит: быстрая утомляемость, раздражительность, соматические симптомы (частые боли в голове, в мышцах, нарушение работы ЖКТ и др.), перепады настроения, нарушение сна. При несвоевременном психотерапевтическом лечении симптомы прогрессируют и, в дальнейшем, можно наблюдать клиническую картину депрессии различной степени. В соответствии с диагностической методикой (шкала депрессии Гамильтона), наблюдается следующая симптоматика депрессии: выраженное чувство беспомощности, грусти, безрадостности; чувство, что жить не стоит, вплоть до планирования суицида или выполненной суицидальной попытки; чувство вины перед собой или другими, чувство греховности; нарушение сна; нарушение питания; тревожность; ажитация; чрезмерная поглощенность собой и своим здоровьем; соматические симптомы (аменорея, мышечные и головные боли, диарея, запор, нарушение мочеиспускания и др.) и т.д. В подобном состоянии у родителя (законного представителя) не сформирована мотивация, которая необходима во время проведения реабилитационных мероприятиях для детей с ОВЗ и инвалидностью, более того, мотивация не сможет сформироваться и у ребенка, в связи с чем, наблюдаются эмоционально-волевые нарушения у детей и подростков. Вследствие истощения или депрессивного состояния легкой степени наблюдается агрессивное поведение, а иногда и халатное отношение родителя (законного представителя), в особенности, по отношению к паллиативным и соматически тяжелым детям или детям с выраженными поведенческими нарушениями.

Специалист не способен оказать психотерапевтическую и психологическую помощь всем родителям (законным представителям), которые воспитывают детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью. Часть родителей (законных представителей) будут не восприимчивы к получению этой помощи. Все специалисты дают рекомендации, рассказывают о способах коммуникации, стабилизации состояния, развития навыков, но не все родители (законные представители) готовы прислушиваться и выполнять данные рекомендации. Причины этого кроются во многих аспектах психологического состояния родителя: недоверчивость, страх, большая нагрузка, отсутствие сил и моральной поддержки со стороны родственников и близких, двоякость воспитания внутри семьи, где, например, мама старается быть последовательной, терпеливой, не реагировать на капризы ребенка, а отец или бабушка, наоборот, идут на поводу, постоянно жалеют, дают ребенку все по первому требованию и т.д. Также не все родители будут готовы к получению углубленной формы помощи в виде психотерапии. Психотерапевтическая помощь – это больно и страшно, она вынуждает родителя быть крайне откровенным перед самим собой, терапевтом, а иногда и группой, проживать многие болезненные ситуации, сталкиваться с большим спектром неприятных эмоций и ощущений. С другой стороны, психотерапевтическая помощь – это форма лечения души, которая позволяет, в первую очередь, улучшить эмоциональное состояние человека, помогает выстроить грамотный и честный диалог с самим собой и поддерживать стабильное состояние, это форма, которая позволяет чувствовать себя увереннее и свободнее, научает уважать себя и заботиться о себе. Родитель (законный представитель) должен быть готов ко всем модификациям свойственным психотерапии. Любой вид психологической или психотерапевтической помощи оказывается только при условии добровольного согласия родителя на получение этой помощи. Принцип добровольности сохраняется на любой стадии психотерапевтической помощи.

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что психотерапевтическая и психологическая помощь родителю (законному представителю) является необходимым элементом комплексной реабилитации ребенку с инвалидностью и ОВЗ. Помощь родителю (законному представителю) является основой формирования психологической и физической безопасности и здоровья в семье.

В данном типе работы рекомендовано несколько форм психотерапевтической помощи: кризисная, рациональная, суггестивная, психодинамическая и когнитивно-поведенческая психотерапия. А также несколько форм психологической помощи: группа психологической поддержки, клинико-психологическая помощь семье и ребенку. Первоначально следует провести 2-3 индивидуальных консультаций, с дальнейшим переходом в групповую форму, по согласию родителя, либо продолжать работу в индивидуальном порядке.