Буллинг или по-другому «травля» не нуждается в объяснении. Каждый знает, что именно это значит, а некоторые, к сожалению, знакомы на практике. Есть 2 позиции этого конфликта: позиция "жертвы" и позиция "нападающего". Буллинг с позиции "нападающего" может быть спровоцированный и неспровоцированный. Провокацией в этом случае может служить давление и конфликтность в семье, невозможность найти контакт со сверстниками, частые ссоры со сверстниками, неудача в учебной и досуговой деятельности, то есть этот принцип работает по накопительному эффекту. Неспровоцированный буллинг появляется внезапно, часто импульсивен, жесток, занимает непродолжительное время. На клинической практике мы замечаем взаимосвязь между повышенной агрессивностью и низким уровнем самооценки. Из этого следует, что ребенок – "нападающий", как бы «докипает» до определенного состояния и выбирает другого ребенка - "жертву" для того, чтобы снять напряжения и/или утвердить себя в обществе. Нередко мы видим картину, когда один хулиган, внешне крайне самоуверенный, собирает вокруг себя банду, с которой нападают на одного, часто болезненного, стеснительного ребенка. Но даже в этой, вышеописанной картине, есть взаимосвязь: слабый бьет слабого. Уверенный в себе человек не будет нуждаться в подобном поведении.
Есть определенная характерологическая предрасположенность, которая с совокупностью с низким уровнем самооценки, может поставить ребенка в позицию «нападающего». В эту предрасположенность входит круг характеров возбудимого типа. Эти дети быстрые, активные, часто эмоционально неустойчивые, неусидчивые. Безусловно, давление и конфликтность в семье или группе увеличивается риск повышенной агрессивности.
Иногда мы сталкиваемся с иной ситуацией: ребенок, чей характер тормозимого типа, то есть он мягкий, часто стеснительный, тревожный, робкий, пассивный, тоже может занять позицию «нападающего». Чаще всего по причине психической реакции, так называемой, «гиперкомпенсации». Этот стеснительный и робкий ребенок, преследуя желание утвердиться в обществе, становится настоящем хулиганом, которого все должны бояться и «уважать».
Первичная помощь должна заключаться в выявлении причинно-следственной связи этого поведения. К сожалению, в данном случае не обойтись без консультации профильного специалиста. Иногда в этом поведении лежат психические нарушения, которые требуют диагностики и коррекции.
Важно помнить, что здесь нет сильных сторон. Но есть одна позиция: об агрессии нельзя молчать. Мы слишком много лет, из поколения в поколение жили в страхе и чувстве вины. Наша задача – это научить людей и детей не бояться говорить о проблемах и решать их сейчас, а не через 10 лет на многолетней психотерапии.