Найти тему
Primavera

​«Perlfiguren» Августа Сильного

История ювелирного дела тесно связана с Германией. Немецкие ювелиры со времен средневековья славились своим мастерством. Целая коллекция ювелирных миниатюр, созданных в эпоху барокко и приобретенных Августом Сильным (1670–1733) для его недавно созданной сокровищницы в Зеленых сводах в Дрездене, дошла до нашего времени. Известно, что у него было около 57 «Perlfiguren» (жемчужных фигурок): рыбы и птицы, настоящие и мифологические звери и, конечно же, люди. Всевозможные персонажи, иногда в гротескном исполнении: от веселых карликов до высоких алебардистов, от нищих до респектабельных торговцев – все они созданы с использованием жемчужин необычной формы. Такой жемчуг называют барочным. Есть библейские и классические миниатюры, мавры, торговцы и солдаты, персонажи комедии дель арте – все, что представляло интерес для саксонского двора тех времен. Все, чтобы радовать, забавлять, удивлять и развлекать.

«Счастливый винодел», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 8,8 см. Подвыпивший виноградарь, держит в правой руке две кисти винограда из аметиста и сердолика, а в левой — нож для обрезки гроздьев. В это время любопытный кот заглядывает к нему в корзину.

Такие безделушки могли позволить себе только самые богатые покупатели, их можно было найти только в имперских, королевских или княжеских Кунсткамерах. В сокровищнице им был отведен специальный шкаф. Большая серия фигурок была приобретена у гугенотского ювелира Гийома Вербека на торговой ярмарке Франкфурта-на-Майне, некоторые изготовлены придворным ювелиром Иоганном Генрихом Кёлером (1669-1736), несколько миниатюр создал берлинский ювелир Жан-Луи Жирарде (1681-1738). Гугенот Жан-Луи Жирарде приехал в Берлин из Отена в Бургундии. Персонажами его Perlfiguren были в основном солдаты и нищие, чьи образы навеяны знаменитой серией офортов Жака Калло «Les Gueux» («Нищие»). Фигурки, приобретенные у Гийома Вербека, очень разные по стилю и исполнению. Считается, что это работы неизвестных ювелиров, которые Вербек продавал в своем магазине. В наше время коллекция хранится на своем историческом месте – в сокровищнице Grünes Gewölbe Дрездена.

Центральная часть каждой миниатюры – крупная барочная жемчужина. Именно ее форма определяет сюжет и композицию. А творческая фантазия мастеров беспредельна. Оправой служит золото и серебро, украшенное эмалью и драгоценными камнями.

-2

«Морской единорог», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1-я четверть 18 века, высота 9,0 см. Подставка украшена эмалью с изображением сцены спасения Андромеды Персеем.

-3

«Чаша из яшмы с купидоном и дельфином», Германия, начало 18 века, высота 10,7 см.

-4

«Голубь с кольцом в клюве», вероятно, Германия, до 1706 г., высота 10 см.

Птица прикреплена к массивной агатовой подставке с помощью пружины таким образом, что двигается от малейшего прикосновения или вибрации. Эмалированная надпись на кольце: «Je vole, ou L'amour m'apelle» (Лечу, куда зовет меня любовь) – поэтическое послание кавалера к даме.

-5

«Солдат с копьем и саблей», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, 1709-1725 гг., высота 9,8 см.

-6

«Сидящий нищий», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, 1709-1725 гг., высота 8,7 см.

-7

«Одноглазый нищий на костылях», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, около 1725 г., высота 10, 2 см.

-8

Часы, увенчанные фигуркой певца, ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, 1700-1710 гг., высота 15,3 см.

Певец одет в праздничную одежду горнорабочего. История горняков-музыкантов восходит к саксонскому двору при курфюрсте Августе в последней трети XVI века. «Избранных горных певцов» приглашали ко двору для выступления на королевских праздниках. Такова была специфическая саксонская традиция.

-9

«Карлик-танцор и скрипач» (историческое название), ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, начало XVIIIвека, высота 12,6 см.

Ювелир Иоганн Генрих Келер был принят в Дрезденскую гильдию ювелиров в 1701 году и назначен придворным ювелиром Августа Сильного в 1718 году.

-10

«Диана под зеленым деревом», ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, начало XVIIIвека, высота 14,5 см.

Богиня охоты Дианы в окружении двух собак изображена отдыхающей под деревом на фоне причудливого каменистого пейзажа. Придворный ювелир Кёлер использовал двенадцать больших жемчужин для изображения камней.

-11

«Шведский гренадер на костылях», ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, 1709-1725 гг., высота 13,8 см.

-12

Гротескная фигурка «Карлик в образе гренадера» (историческое название), ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, до 1725 г., высота 13,1 см.

-13

«Купидон на ящерице», вероятно, Дрезден, до 1706 г., высота 4,1 см.

-14

«Бахус на бочке», вероятно, Дрезден, до 1706 г., высота 9 см.

-15

Гротескная фигурка «Танцующий гном», вероятно, Франкфурт-на-Майне, до 1706 г., высота 8,6 см.

-16

«Голландец на коньках», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 12,3 см.

Подставка из позолоченного серебра с изображением голландского зимнего пейзажа опирается на четыре изящные ножки. Имитация ледяной поверхности получается особым способом. Верхняя стеклянная пластина с нижней стороны обработана матовым полированием, а затем на нее нанесен цветочный орнамент методом холодной росписи. Под верхней пластиной лежит зеркало, которое отражает свет, попадающий сквозь верхний полупрозрачный слой, создавая эффект ледяной поверхности.

-17

«Арлекин в черной маске», вероятно, Франкфурт-на-Майне, до 1706 г., высота 11 см. В подставку, украшенную эмалью, вмонтирована овальная камея из раковины, покрытая хрустальным кабошоном. Сцена изображает Пигмалиона и Галатею в момент, когда та оживает.

-18

«Верблюд с двумя *** » (историческое название), вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 12,3 см.

-19

«Парящий лебедь. Геральдическая птица графства Стормарн», вероятно, Копенгаген, около 1700-1705 гг., высота 4,2 см.

-20

«Алебардщик с собакой», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 16 см.

Костюм солдата соответствует костюму швейцарских гвардейцев. После того, как швейцарская гвардия, созданная Иоганном Георгом I в 1656 году, была упразднена в 1680 году из соображений экономии, Август Сильный снова попытался в 1701 году набрать местных швейцарцев для пехотного полка. Традиционная охрана, впервые созданная в Ватикане папой Юлием II в 1505 году, составляла важную часть придворных церемоний. В их обязанности входило защищать членов королевской семьи и сопровождать их в поездках или торжественных случаях, а также оказывать почтение официальным гостям в соответствии с их рангом. У ног солдата лежит пустой мешок из-под денег. Надпись над сценой с пословицей «Point d'argent, Point de Suisse» (что примерно можно перевести как «Нет денег, нет товаров») намекает на дороговизну представителя швейцарской гвардии.

-21

«Черепаха», вероятно, Германия, около 1700-1705 гг., высота 3,4 см.

-22

«Лежащий верблюд», вероятно, Германия, до 1706 г., высота 3,5 см.

-23

«Бюст ***» (историческое название), вероятно, Германия, до 1733 г., высота 12,8 см.

-24

Гротескная фигурка «Повар, играющий на скрипке на жаровне», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 12,2 см.

-25

Гротескная фигурка «Подкрадывающийся Арлекин», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 5,8 см.

-26

«Сирена» на подставке из горного хрусталя, вероятно, Дрезден, начало XVIII века, высота 8,3 см.

По материалам интернет-коллекции Grünes Gewölbe.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по истории прикладного искусства и ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!