История ювелирного дела тесно связана с Германией. Немецкие ювелиры со времен средневековья славились своим мастерством. Целая коллекция ювелирных миниатюр, созданных в эпоху барокко и приобретенных Августом Сильным (1670–1733) для его недавно созданной сокровищницы в Зеленых сводах в Дрездене, дошла до нашего времени. Известно, что у него было около 57 «Perlfiguren» (жемчужных фигурок): рыбы и птицы, настоящие и мифологические звери и, конечно же, люди. Всевозможные персонажи, иногда в гротескном исполнении: от веселых карликов до высоких алебардистов, от нищих до респектабельных торговцев – все они созданы с использованием жемчужин необычной формы. Такой жемчуг называют барочным. Есть библейские и классические миниатюры, мавры, торговцы и солдаты, персонажи комедии дель арте – все, что представляло интерес для саксонского двора тех времен. Все, чтобы радовать, забавлять, удивлять и развлекать.
«Счастливый винодел», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 8,8 см. Подвыпивший виноградарь, держит в правой руке две кисти винограда из аметиста и сердолика, а в левой — нож для обрезки гроздьев. В это время любопытный кот заглядывает к нему в корзину.
Такие безделушки могли позволить себе только самые богатые покупатели, их можно было найти только в имперских, королевских или княжеских Кунсткамерах. В сокровищнице им был отведен специальный шкаф. Большая серия фигурок была приобретена у гугенотского ювелира Гийома Вербека на торговой ярмарке Франкфурта-на-Майне, некоторые изготовлены придворным ювелиром Иоганном Генрихом Кёлером (1669-1736), несколько миниатюр создал берлинский ювелир Жан-Луи Жирарде (1681-1738). Гугенот Жан-Луи Жирарде приехал в Берлин из Отена в Бургундии. Персонажами его Perlfiguren были в основном солдаты и нищие, чьи образы навеяны знаменитой серией офортов Жака Калло «Les Gueux» («Нищие»). Фигурки, приобретенные у Гийома Вербека, очень разные по стилю и исполнению. Считается, что это работы неизвестных ювелиров, которые Вербек продавал в своем магазине. В наше время коллекция хранится на своем историческом месте – в сокровищнице Grünes Gewölbe Дрездена.
Центральная часть каждой миниатюры – крупная барочная жемчужина. Именно ее форма определяет сюжет и композицию. А творческая фантазия мастеров беспредельна. Оправой служит золото и серебро, украшенное эмалью и драгоценными камнями.
«Морской единорог», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1-я четверть 18 века, высота 9,0 см. Подставка украшена эмалью с изображением сцены спасения Андромеды Персеем.
«Чаша из яшмы с купидоном и дельфином», Германия, начало 18 века, высота 10,7 см.
«Голубь с кольцом в клюве», вероятно, Германия, до 1706 г., высота 10 см.
Птица прикреплена к массивной агатовой подставке с помощью пружины таким образом, что двигается от малейшего прикосновения или вибрации. Эмалированная надпись на кольце: «Je vole, ou L'amour m'apelle» (Лечу, куда зовет меня любовь) – поэтическое послание кавалера к даме.
«Солдат с копьем и саблей», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, 1709-1725 гг., высота 9,8 см.
«Сидящий нищий», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, 1709-1725 гг., высота 8,7 см.
«Одноглазый нищий на костылях», ювелир Жан Луи Жирарде, Берлин, около 1725 г., высота 10, 2 см.
Часы, увенчанные фигуркой певца, ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, 1700-1710 гг., высота 15,3 см.
Певец одет в праздничную одежду горнорабочего. История горняков-музыкантов восходит к саксонскому двору при курфюрсте Августе в последней трети XVI века. «Избранных горных певцов» приглашали ко двору для выступления на королевских праздниках. Такова была специфическая саксонская традиция.
«Карлик-танцор и скрипач» (историческое название), ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, начало XVIIIвека, высота 12,6 см.
Ювелир Иоганн Генрих Келер был принят в Дрезденскую гильдию ювелиров в 1701 году и назначен придворным ювелиром Августа Сильного в 1718 году.
«Диана под зеленым деревом», ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, начало XVIIIвека, высота 14,5 см.
Богиня охоты Дианы в окружении двух собак изображена отдыхающей под деревом на фоне причудливого каменистого пейзажа. Придворный ювелир Кёлер использовал двенадцать больших жемчужин для изображения камней.
«Шведский гренадер на костылях», ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, 1709-1725 гг., высота 13,8 см.
Гротескная фигурка «Карлик в образе гренадера» (историческое название), ювелир Иоганн Генрих Кёлер, Дрезден, до 1725 г., высота 13,1 см.
«Купидон на ящерице», вероятно, Дрезден, до 1706 г., высота 4,1 см.
«Бахус на бочке», вероятно, Дрезден, до 1706 г., высота 9 см.
Гротескная фигурка «Танцующий гном», вероятно, Франкфурт-на-Майне, до 1706 г., высота 8,6 см.
«Голландец на коньках», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 12,3 см.
Подставка из позолоченного серебра с изображением голландского зимнего пейзажа опирается на четыре изящные ножки. Имитация ледяной поверхности получается особым способом. Верхняя стеклянная пластина с нижней стороны обработана матовым полированием, а затем на нее нанесен цветочный орнамент методом холодной росписи. Под верхней пластиной лежит зеркало, которое отражает свет, попадающий сквозь верхний полупрозрачный слой, создавая эффект ледяной поверхности.
«Арлекин в черной маске», вероятно, Франкфурт-на-Майне, до 1706 г., высота 11 см. В подставку, украшенную эмалью, вмонтирована овальная камея из раковины, покрытая хрустальным кабошоном. Сцена изображает Пигмалиона и Галатею в момент, когда та оживает.
«Верблюд с двумя *** » (историческое название), вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 12,3 см.
«Парящий лебедь. Геральдическая птица графства Стормарн», вероятно, Копенгаген, около 1700-1705 гг., высота 4,2 см.
«Алебардщик с собакой», вероятно, Франкфурт-на-Майне, 1700-1705 гг., высота 16 см.
Костюм солдата соответствует костюму швейцарских гвардейцев. После того, как швейцарская гвардия, созданная Иоганном Георгом I в 1656 году, была упразднена в 1680 году из соображений экономии, Август Сильный снова попытался в 1701 году набрать местных швейцарцев для пехотного полка. Традиционная охрана, впервые созданная в Ватикане папой Юлием II в 1505 году, составляла важную часть придворных церемоний. В их обязанности входило защищать членов королевской семьи и сопровождать их в поездках или торжественных случаях, а также оказывать почтение официальным гостям в соответствии с их рангом. У ног солдата лежит пустой мешок из-под денег. Надпись над сценой с пословицей «Point d'argent, Point de Suisse» (что примерно можно перевести как «Нет денег, нет товаров») намекает на дороговизну представителя швейцарской гвардии.
«Черепаха», вероятно, Германия, около 1700-1705 гг., высота 3,4 см.
«Лежащий верблюд», вероятно, Германия, до 1706 г., высота 3,5 см.
«Бюст ***» (историческое название), вероятно, Германия, до 1733 г., высота 12,8 см.
Гротескная фигурка «Повар, играющий на скрипке на жаровне», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 12,2 см.
Гротескная фигурка «Подкрадывающийся Арлекин», вероятно, Франкфурт-на-Майне, начало XVIII века, высота 5,8 см.
«Сирена» на подставке из горного хрусталя, вероятно, Дрезден, начало XVIII века, высота 8,3 см.
По материалам интернет-коллекции Grünes Gewölbe.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по истории прикладного искусства и ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!