Ситуация вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской республики остаётся достаточно напряжённой. Наши сообщают о возможном вторжении, да ещё и с возможной провокацией с ядерным или химическим оружием. Украинцы напрашиваются к Молдове в помощники с решением приднестровской проблемы, очевидно, рассчитывая чем-то поживиться на халяву. Приднестровцы, естественно, призывают всех (в первую очередь, собственное население) к спокойствию. Молдаване несут всякое: и про необходимость вывести российских миротворцев, и про отсутствие приготовлений со стороны Украины, и про достигнутую полную независимость от России в вопросах электро- (15 и 23 ноября подобная независимость обернулась двумя блэкаутами, после чего про неё быстро забыли) и газоснабжения (с ним у них получше, потому что недавно построили газопровод из Румынии). При этом в Молдове вполне себе имеется серьёзное неудовольствие нынешним руководством вообще и позицией по вопросу Приднестровья и России в частности. Американцы делают вид что ничего не происходит и вообще всё нормально.
В общем, все при делах.
Поэтому неплохо бы представлять себе несколько моментов, связанных с возможным вторжением Украины в Приднестровье.
Первое - как это может быть оформлено? Да очень просто: происходит какая-либо провокация на приднестровско-молдавской границе (благо она проходит отнюдь не просто по Днестру – обе стороны имеют своеобразные плацдармы на противоположных берегах), какой-нибудь мирный трактор не туда заезжает, молдавская полиция и армия пытается навести порядок (как пытались в 1992 году), им вламывают (соотношение наличных сил армий Молдовы и ПМР – примерно один к трём), после этого молдавский президент обращается к украинскому с целью наведения конституционного порядка. Или даже проще, а-ля Глайвиц – кровожадные приднестровцы нападут на какой-нибудь мирный украинский город с целью … (да, тут можно что угодно прогнать – недавно же озвучивали дичь про высадку российских войск в кишинёвском аэропорту. Потом кто-то всё-таки протёр глобус и обнаружил что это ставит под вопрос эффективность ладно банко-огуречного, но и натовского ПВО, и пластинку сменили), и теперь украинским войскам придётся устранять этот угрожающий миропорядку гнусный режим.
Сегодня, кстати, нарисовался и третий вариант – всё-таки втянуть Россию в официальную войну путём какой-либо особо удачной провокации и на фоне этого потребовать вывода российских миротворцев из региона. После отказа – начать вторжение, в целях обеспечения безопасности.
Второе, что это даёт Украине?
1) Возможный захват склада боеприпасов в Колбасне. По оценкам – 20 тысяч тонн боеприпасов, вывезенных в своё время из Восточной Европы. С чисто военной точки зрения – это основная цель;
2) Установление контроля над транспортными коммуникациями из Румынии, главными из которых являются две неэлектрифицированные железных дороги (Бельцы – Рыбница – Слободка и Бендеры – Тирасполь – Раздельная) и две основные автомобильные дороги (Кишинёв – Одесса, Кишинёв – Крапивницкий). С учётом постоянной угрозы железнодорожно-автомобильному мосту в Затоке – это тоже очень неплохое подспорье;
3) Захват большого количества военнопленных (как приднестровцев, так и российских миротворцев) и мирных граждан России (фактически заложников) для возможного обмена;
4) Репутационный удар по России. Как же – не смогли защитить такое количество своих граждан;
5) Провокация для втягивания Китая в конфликт. Очевидно, что китайцы, как супердержава, должны будут прореагировать на произошедшее. А ситуация для Китая неоднозначная в свете того, что он постоянно выступает за уважение принципов территориальной целостности – а Приднестровье в этом смысле очень смахивает на Тайвань. Вполне может быть, что это главная цель для США, потому что остальные цели-то не очень и достижимы…
Третье, раз уж осветили вопрос, что это даёт, нужно ответить и на вопрос, а какие отрицательные моменты для Украины это может иметь?
1) Захват склада боеприпасов – только вероятен, совсем не исключается его подрыв (при нападении на него или позднее – благо, что там где и в каком состоянии находится должно быть хорошо известно российскому МО);
2) Установление контроля над транспортными коммуникациями тоже под вопросом – все трансграничные дороги имеют мосты (всего через Днестр в районе ПМР имеется 9 мостов (2 железнодорожных) и 1 плотина (Дубоссарская ГЭС)). Из них только автомобильный мост в районе Кошницкого плато (20 километров южнее Дубоссар) находится глубоко на молдавской территории, остальные мосты либо прямо на приднестровско-молдавской границе, либо вообще на территории Приднестровья. Особенно проблемно захватить неповреждёнными автомобильный и железнодорожный мосты в районе Бендер;
3) Боевые действия в районе Молдавской ГРЭС с большой вероятностью приводят к отключению молдавского транзита;
Для украинской энергосистемы наиболее критичное значение имеют автотрансформаторы 400/330 кВ (семь штук – две рабочие группы по три плюс резервный) – они обеспечивают выдачу электроэнергии из Румынии в украинскую (и молдавскую) сеть 330 кВ. Без них молдавский транзит сведётся к ВЛ 400 кВ Исакча – Вулканешты, что, конечно, обрадует жителей южной Молдавии и украинской Бессарабии, но остальной части Молдавии и Украины останется им только завидовать. Напомню, что силовой автотрансформатор 400/330 вещь крайне редкая, их в Европе предположительно всего тринадцать штук (точнее уже меньше): три трёхфазника стоят на литовской ПС Алитус, три однофазника стояло на Бурштынской ТЭС и семь стоит на Молдавской ГРЭС. Соответственно, заменить, отремонтировать или изготовить новый – крайне проблематично.
Второй по важности объект – это ОРУ 330 кВ (зелёный многоугольник). Чисто технически оно даже важнее автотрансформаторов, благо тоже блокирует поставки электроэнергии из Румынии и дополнительно разваливает все возможные перетоки по сети 330 кВ. Но, в отличии от автотрансформаторов, его можно тупо обойти перекидками между ВЛ, плюс оно вполне себе ремонтопригодно – лишнего оборудования 330 кВ на Украине сейчас должно быть достаточно.
Собственно генерация на Молдавской ГРЭС сейчас не очень рулит. Работают только энергоблоки на газу (№1), без автотрансформаторов 400/330 кВ они смогут выдавать мощность только на ПС Вулканешты и далее в Румынию. Для остальных блоков (двух газомазутных по 210 МВт, №2, пяти угольных по 200 МВт, работающих на ОРУ 330 кВ, №3, и трёх угольных по 200 МВт, работающих на ОРУ, №4) нужно ещё обеспечить подвоз топлива…
4) Возможные волнения в самой Молдове. Точнее, волнения, уже вполне себе реальные (тут ещё и местные законодатели молодцы с законом о языке – а между тем, хватает молдаван, которые вполне считают себя не румынами и в Румынию не рвутся), но их масштаб может значительно возрасти – потому что, несмотря на заверения властей, поставки электроэнергии и газа идут как раз со стороны Приднестровья, и в случае серьёзного конфликта с ними возникнут проблемы. Соответственно и последствия могут быть различные – вплоть до переворота и прихода к власти пророссийских (хотя точнее их назвать промолдавскими) сил. А там уже как пойдёт. Можно, конечно, предположить ввод "миротворческих" румынских сил, но тут уж репутация НАТО в мире свалится ниже плинтуса;
5) Репутационный удар по самой Украине. Понятное дело, что на Западе любое действие Украины будет истолковано как правомерное (также понятно, что Китай и Ко истолкуют их ровно наоборот), но имеется достаточное количество стран, для которых подобные украинские действия станут поводом уменьшить поддержку Украины (хотя бы на уровне голосований в ООН).
Четвёртое, возможность приднестровской армии к длительному сопротивлению.
Приднестровская армия представляет из себя (по крайней мере, на бумаге) достаточно внушительную силу – 15 тысяч человек (и ещё 80 тысяч в резерве) в составе 4 мотострелковых бригад, 4 батальонов спецназа, артиллерийского и зенитного артиллерийских полков, разведывательного, танкового, инженерно-саперного, связного и ремонтного батальонов. Однако география Приднестровья не благоволит к длительной обороне против серьёзного противника в принципе, а к отражению удара со стороны Украины не благоволит в квадрате. Фактически, ПМР – это длинная (более 200 км), но узкая (максимум – 40 км, как правило, 10-20 км) полоса на левом берегу Днестра. Можно сколько угодно говорить о высоком моральном духе сражающихся за свою Родину бойцов, но в современной войне рулят средства разведки (беспилотники) и дальнего поражения (артиллерия). Тут для них самая подходящая среда – узкая, практически безлесая, полоса с фактически одной автодорогой. Поэтому на большей части территории Приднестровья оборона, очевидно, не затянется. Исключение: район Тирасполя – Бендер. Во-первых, в указанном районе проживает почти половина населения республики, т.е. у войск будет источник пополнения живой силы, даже в случае форсированного развития событий. Во-вторых, думаю, что большая часть специализированных частей как раз здесь и дислоцируются. В-третьих, в данном районе имеются два правобережных плацдарма (собственно Бендеры и район Кицкан южнее Тирасполя). То есть обеспечен достаточно глубокий и защищённый тыл. Обольщаться, естественно, не стоит, при блокаде со стороны Молдовы продержаться даже в этом районе приднестровцы смогут хорошо если несколько недель.
Итого. На данный момент, в случае нападения Украины левобережное Приднестровье обречено, предполагаю, что серьёзное сопротивление затянется максимум на несколько дней (хотя не исключаются городские бои в Дубоссарах или Рыбнице). На более-менее продолжительное сопротивление можно рассчитывать только в районе Тирасполь – Бендеры.
С другой стороны, приднестровцы вполне могут выполнить несколько мероприятий, таких как:
1) эвакуация гражданского населения в Молдову;
2) при невозможности сопротивления – интернирование войск в той же Молдове;
3) подрыв склада в Колбасне;
4) подрыв мостов через Днестр, особенно железнодорожных;
5) повреждение/разрушение Молдавской ГРЭС.
При выполнении этих мероприятий положительные результаты вторжения для Украины значительно нивелируются, а сколько-нибудь продолжительное сопротивление приднестровцев с учётом нашего возможного воздействия на всякие разные больные места вообще грозит ростом антиукраинских настроений, как в Молдове, так и в мире.
В общем, ситуация достаточно запутанная. Для всех сторон (кроме самого Приднестровья, ему это вторжение не нужно никаким боком) имеются и возможности, и риски, которые могут легко превзойти эти самые возможности.
Пока же ждём развития событий…