Найти в Дзене

Российский автопром

Один мой товарищ по имени Николай учился в Самаре в политехническом институте, потом работал в Тольятти на АвтоВАЗе. Участвовал в сборке наших самых легендарных автомобилей Жигули в 90-е годы. Однажды он рассказал анекдот.

- Как проверяют на герметичность салон автомобилей Мерседес-Бенц? Помещают в салон кошку, запирают двери. Через сутки открывают двери. Если кошка задохнулась, значит салон Мерседеса герметичен. Как проверяют на герметичность Жигули? Точно так же, сажают в салон кошку и закрывают двери. Через сутки открывают. Если кошки в салоне нет, то значит автомобиль негерметичен.

Приблизительно так выглядел наш автопром тридцать лет назад. Однажды Николай приехал на новой Ладе. Это была "десятка" 1996 года, одна из первых в то время. Он мне объяснил, что машина сырая, но по сравнению с другими Ладами это почти иномарка. Огромный прорыв в сторону Мерседеса.

Изображение со страницы https://mexanic.ru/
Изображение со страницы https://mexanic.ru/

И вот пятнадцать лет назад он уехал на ПМЖ в Германию, потом перебрался в Штутгарт, работал на сборочном конвейере на заводе Мерседес-Бенц. Потом стал мастером, вырос до инженера. Немцы оценили уровень его инженерного образования. А когда узнали, что он собирал Лады на заводе в Тольятти, то вообще начали к нему в цех экскурсии водить: "Вот этот русский делал автомобили Лада!" Он быстро стал заводской легендой.

Я пошутил: Тебе не выплачивали компенсацию, как жертве коммунистического режима? За то, что тебя заставляли заниматься сборкой Жигулей.

Он серьезно ответил: Ты знаешь, они с таким уважением относятся к нашей Лада Спутник - "восьмеркам" и "девяткам".

В Германии немы в очереди стояли, чтобы купить Ладу. Наши ВАЗы там дефицитом были, особенно в Чехии и в ГДР. Очень неплохая по тем временам машина по очень приемлемой цене. И современные Весты там еще недавно тоже хорошо продавались.

Еще они удивляются, что наши тольяттинские инженеры самые умные на их заводах. Конечно. Им бы наш опыт, мы же дефицитные запчасти сами на станке вытачивали, у нас нормальных инструментов не было, машины кувалдой ремонтировали.

И, кстати, мы ведь тренировались на кошках, как Моргунов советовал.

©("Дневник одного казаха")

Авто
5,66 млн интересуются