Пожалуй, всем начинающим предпринимателям хочется знать, от чего оттолкнуться при разработке бизнес-стратегии, в какую сторону двигаться и на что смотреть. Тогда как любой бизнес индивидуален и двух совершенно одинаковых не существует, есть ряд советов, которые подойдут практически любому делу. Их мы сейчас и рассмотрим.
Начнем с простого. Как вообще можно продвигать бизнес? Для этого существуют 4 пути:
- реклама — размещение на билбордах и баннерах, продвижение через интернет, в средствах массовой информации, таких как радио, телевидение и газеты, реклама в лифтах, раздаточный материал — флайеры, листовки и т.д.;
- личные продажи — или те продажи, которые происходят при непосредственном взаимодействии продавца и покупателя;
- стимулирование продаж — список техник, которые мотивируют клиента покупать снова, привлекают клиентов и т.д.
Задействовать эти пути нужно одновременно.
Впрочем, прежде чем приступать, нужно сделать кое-что важное.
Изучите свою целевую аудиторию
Целевая аудитория (ЦА) — потенциальные клиенты, которым могут быть интересны ваши товары и услуги. Чтобы грамотно строить бизнес-стратегию, нужно сначала разобраться с ЦА:
- провести анкетирование,
- опросить в интернете,
- изучить конкурентов.
Например, для компании, выпускающей стиральный порошок, это будут домохозяйки, женщины определенного возраста, которые поддерживают домашний очаг. Следовательно, стратегию нужно разрабатывать так, чтобы они точно увидели рекламу, и она точно на них подействовала. При этом профессиональные стиральные порошки скорее нацелены на бизнесменов — владельцев прачечных и автомоек.
Работать без изучения ЦА — это как стрелять из гаубицы по воробьям, надеясь, что зацепит побольше: дорого, долго, неэффективно.
И теперь — конкретные рекомендации.
1. Регулярно общайтесь с клиентами
Но без перегибов. Можно настроить рассылку сообщений после доставки товара, можно и нужно звонить и уточнять по заказу. Емейл-маркетинг, или создание почтовых рассылок, — один из эффективных способов продвижения, несмотря ни на что, и отличная возможность оповещать клиента о новых акциях, скидках, поставках и персональном предложении.
2. Сотрудничайте с коллегами из смежных областей
Например, вы устанавливаете металлопластиковые окна. Можно обратиться в фирму, которая занимается ремонтом, с предложением обменяться визитками и буклетами. Вы будете рекламировать их, они — вас. Важно только следить, чтобы ваши области не конкурировали, а как бы дополняли друг друга.
3. Используйте интернет и продвижение в сети
В особенности если ваша ЦА (целевая аудитория) — подростки и молодые взрослые. Они проводят в интернете огромное количество времени, так что упускать продвижение во всемирной паутине нельзя никак. Используйте QR-коды на объявлениях (специальные коды, позволяющие при помощи камеры смартфона мгновенно перейти на сайт), социальные сети, таргетированную рекламу (ту, которая всплывает в поисковиках) и рассылку по электронной почте.
4. Используйте не только интернет и социальные сети
Однако использование одного только интернета повышает риск упустить огромную часть ЦА (целевой аудитории) — тех людей, которые или не пользуются интернетом, или блокируют объявления. Несмотря на востребованность сети, традиционные носители, такие как штендеры, билборды, реклама в лифтах и флаеры, по-прежнему приносит хороший результат.
Реклама в лифте, например, обеспечивает постоянный контакт с потенциальными клиентами — проживающие в жилых многоэтажках люди буквально видят ее каждый день, запоминают бренд и предложение.
5. Анализируйте постоянно
Аналитика также поможет понять, какие каналы обеспечивают первичный контакт с клиентом, а какие подталкивают к сотрудничеству, какие из них приносят лучший результат. Чаще всего человека от принятия решения о необходимости в услуге или товаре отделяет минимум три касания.
Регулярно анализируя эффект от рекламы, нужно перераспределять бюджет. Больше — туда, где есть выгода, меньше — туда, откуда поток средств меньше.
Не стоит сразу отметить те рекламные носители, которые не приносят результат, хотя помогают конкурентам. В этом поможет анализ: возможно, неправильно разработан макет или неверно выбрано место размещения.
В инструментах аналитики нужно уметь разбираться хотя бы на базовом уровне, и не только маркетологам, но также менеджерам по продаже и руководителям.
6. Настройте бизнес-процессы
Прежде чем запускать рекламу, нужно настроить все процессы. Удостовериться, что сотрудники будут быстро брать трубку. Убедиться, что они будут перезванивать через 10 минут, как указано на сайте. Настроить ответы в социальных сетях и обеспечить работников нужной информацией. Разобраться с корпоративным тоном — как сотрудники будут общаться с посетителями или позвонившими. Очень часто клиенты разочаровываются в компании, потому что недовольны сервисом и организацией.
7. Берегите репутацию
Сейчас это во многом касается присутствия компании в интернете, где люди оставляют отзывы и общаются с другими людьми, и который они изучают в поисках лучшего бренда.
Кто обычно рассказывает о бренде в интернете?
Те, кому товар не понравился, обидел сервис или нахамил сотрудник. Так уж сложилось: клиенты редко расхваливают товар просто так, поэтому их нужно как-то мотивировать — предлагать скидку за отзыв, кэшбэк (возврат части средств за покупку) и другие приятные сердцу вещи.
8. Работайте и с негативными отзывами
Негативные комментарии наносят колоссальный вред компании, если не уметь с ними работать. Нельзя их просто игнорировать, это выставит компанию в негативном свете. Нужно, во-первых, отвечать на них и обещать решить ситуацию, во-вторых, связываться с авторами, расспрашивать и пытаться превратить противника в сторонника.
Более того: подобная стратегия позволяет из первых рук узнать о возможных недоработках и как можно скорее их устранить.
9. Показывайте, что ваш товар нужен клиенту
Бесполезно демонстрировать, насколько продукт крут и инновационен, если у ЦА нет в нем никакой необходимости. Показывайте не то, что отбеливатель изготовлен по суперсовременной технологии на лучшем заводе Германии, а то, как легко он расправляется с пятнами от еды на одежде. В том числе в реальности, на демонстрациях. Тогда клиенты подумают: да! Это действительно то, что нам нужно.
10. Держитесь за репутацию
В иных ситуациях она куда важнее денег. Деньги можно заработать, репутацию порой восстановить уже не получится. Поэтому нужно стараться продавать качественные, хорошие вещи, которые принесут целевой аудитории (ЦА) пользу. Обратное — быстрый заработок при помощи маркетинговых инструментов — работает только для фирм-однодневок и различных финансовых пирамид. Если ваша цель — построить бренд на века, то нужно заниматься в первую очередь улучшением качества и сервиса.
При продвижении нужно постоянно анализировать, менять рекламные носители и привлекать новые, отказываться от тех вещей, которые не приносят прибыли, и бережно относиться к репутации — она у вас одна. И не стоит пренебрегать рекламным площадками, если они работают.
© Рекламная компания Русмедия