Найти тему
Bamper.by

Знаете ли вы, почему ломаются пружины подвески

Подвеска в автомобиле нужна не только для комфортного вождения, но и для нормальной стабилизации его кузова относительно дороги. Неисправность этой системы особенно явно чувствуется на неровной поверхности (так называемой «гребёнке»), когда пружины и амортизаторы не отрабатывают колебания, – корпус машины начинает «клевать» и раскачиваться, водителю приходится чаще подруливать, сохраняя курсовую устойчивость.

Явление это, мягко говоря, неприятное и зачастую возникает по причине «усталости» и поломки задних пружин. Но и тут есть ряд нюансов…

Работа в паре

Сегодня самой популярной подвеской является McPherson, устанавливаемая на большинство современных автомобилей. Принцип ее действия построен на совмещении пружин (обычно передних) в стойке с амортизаторами. Идеально отлаженная работа обоих указанных элементов позволяет подвеске эффективно отрабатывать неровности дороги, сохраняя курсовую устойчивость автомобиля без потери комфорта для водителя.

-2

По этой причине при конструировании подвесок инженеры много времени уделяют настройке пружины и амортизатора, работающих в паре. Ведь в случае выхода из строя одного из этих элементов другой тоже потеряет прежнюю эффективность.

Что касается уровня кузова автомобиля, то за его поддержание отвечает строгий расчет параметра пружин, предусматривающий конкретную жесткость для каждой модели, диаметр прута и количество витков. Все это напрямую влияет на другие характеристики автомобиля – грузоподъемность, управляемость и комфорт. Если пружина подвески «устала», все эти параметры заметно ухудшаются.

Пружину заднюю на авто выбирай и покупай на Bamper.by

Выявляем неисправность

Поверьте, понять, что подвеска в вашем авто неисправна, не составит труда. В первую очередь пружины подвески теряют жесткость из-за коррозии, провоцируемой зимними реагентами, которыми в большом количестве покрывают дороги коммунальные службы. В комбинации с сырым климатом они способны «сгрызть» даже новый автомобиль в кратчайшие сроки (если тот соответствующим образом не защищен), не говоря уже о возрастной машине.

Когда ржавчина точит пружину, та становится тоньше и начинает хуже справляться со своими задачами: пробивать на каждой кочке, тяжелее преодолевать неровности, «клевать» при торможении (но здесь могут быть виноваты и отслужившие свое амортизаторы, и поломанная стойка стабилизатора, и даже изношенные сайленты). Грузоподъемность транспортного средства снижается соответственно.

«Усталость» пружин можно определить даже на глаз из-за «поехавшей» геометрии кузова. Перед или зад машины проседает в зависимости от того, с какой стороны повреждена подвеска: на правую/левую сторону спереди, сзади или с обеих сторон сразу. Это может произойти и из-за облома витка пружины – в данном случае поломка будет сопровождаться характерным стуком, услышать который способно даже самое тугое водительское ухо.

-3

Разрушительное воздействие коррозии провоцирует появление микротрещин в металле пружин, что заставляет витки тереться друг о друга, сильнее истончая прут. От этого элемент быстрее приходит в негодность и может обломаться, особенно по краям, где диаметр витков не такой толстый, как в середине.

Чаще всего такое встречается на машинах с подвеской, где установлены пружины переменной жесткости. В них заводом-изготовителем изначально предусмотрено, что крайние витки выполнены более тонкими, что позволяет машине адаптироваться к различным условиям эксплуатации, то есть не трястись на порожнем ходу и не пробиваться на ямах при загрузке под завязку. Срок службы этих пружин меньше обыкновенных цилиндрических, а стоимость выше, но и уровень комфорта во время езды лучше на порядок.

Менять нельзя «лечить»

Запятую в этом предложении каждый автолюбитель ставит на свое усмотрение. Мы со своей стороны скажем, что сломанную пружину лучше заменить: ремонтировать её бесполезно, хотя в эпоху дефицита такие попытки были и, возможно, предпринимаются вновь. Однако если средств на это нет, а ездить на авто нужно каждый день, автолюбители выбирают временное решение в виде проставок и баферов. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.

Данный вид тюнинга более емко определяется словом «колхозинг», проводить его на постоянной основе мы не советуем, но при острой необходимости попробовать можно. Особенно поможет это машинам с постоянной загрузкой, хотя на порожнем ходу плавность езды от проставок существенно снижается, а если с ними перестараться, то можно и потерять управляемость на плохой дороге.

-4

Напомним: проставки и их модные аналоги баферы – разные вещи. И хотя последние тоже являются проставками, устанавливаются они прямо в пружину, между ее витками. Классические же проставки являются подкладками, которые устанавливают между концом пружины и балкой задней оси (в задней подвеске) или между кузовом и опорой амортизатора (в передней).

И те и другие работают по-разному. Первые не меняют характеристики самой пружины, но ограничивают рабочий диапазон амортизатора. В случае с «уставшей» пружиной это некритично, потому что единственное, что сделает проставка, – вернёт кузов на прежнюю высоту. А вот если поставить проставку в пару к новой пружине, высота кузова изменится.

Особую популярность такой способ имеет у джиперов и различных любителей тюнинга – проставкой легко приподнять машину над землей, не сильно меняя характер работы подвесок. При этом на большой скорости управлять машиной будет сложнее, а подвеска может показаться жестче из-за изменения диапазона работы амортизатора, но джиперам до этого, как правило, нет никакого дела. Советовать использование проставок или автобаферов мы напрямую не будем – по большому счёту это не очень правильно.

Однако ездить на старых пружинах может быть ещё хуже, потому что они сокращают жизнь амортизаторам. Суть явления простая: просевшие пружины увеличивают ход сжатия и отбоя, амортизаторам приходится работать намного интенсивнее. И что еще важно, они начинают принимать многие удары, от которых их спасли бы хорошие пружины. Кроме того, если у передней пружины отломился крайний верхний виток, он может вылететь из опорного подшипника и начать царапать изнутри арку крыла, что вы обязательно услышите. Задняя сломанная пружина тоже может грохотать в чашке кузова, так что с ее заменой лучше не затягивать.

-5

Менять пружины обязательно нужно парой, причем пара должна состоять из одинаковых пружин. Установка элементов с разными характеристиками принесет больше проблем, чем пользы, причем купить такие можно даже от одного и того же производителя, если он бюджетный или даже «подвальный». В теории проверить их качество до установки на авто можно с помощью пресса, но на практике этого никто не делает. Поэтому проще будет заранее выбрать качественные пружины, а не самые дешевые на «разборке». Можно ли продлить жизнь пружинам? Да, можно. Тут все просто: не надо перегружать машину, иногда её нужно мыть снизу. Трудно прогнозировать напрямую, насколько поможет регулярная мойка пружин, а вот перегруз убивает пружины действительно быстро. Если постоянные перегрузы неизбежны, то установку проставок или более жестких пружин проводить всё-таки можно: ездить будет и приятнее, и дешевле.

***

В целом ресурс у пружин вполне приличный: при нормальной эксплуатации в полную силу они служат около 10 лет, переживая как минимум одну замену амортизаторов. А вот при второй замене амортизаторов пружины лучше заменить превентивно, иначе из-за их «усталости» раньше времени умрут и новые амортизаторы, а этого допускать не следует.

Видео о ремонте автомобилей своими силами с разумным бюджетом и великолепным результатом смотрите здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются