Бухарское ханство – одно из трех узбекских государств в Средней Азии, которое существовало в 1500-1920-х годах, но последние полстолетия – под российским протекторатом. Это была могущественная мусульманская держава, сыгравшая значительную роль в истории всего региона и каждого из народов, которые там живут. В течение тех или иных периодов времени ее власть распространялась на всю территорию или ее часть таких современных стран, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан и Афганистан.
Давайте расскажем ее историю.
Неспособные наследники Тамерлана не смогли сдержать распада империи после его ухода из жизни. Обширные иранские и кавказские владения отпали в течение пары десятков лет, а Средняя Азия оказалась поделена на княжества, где правили многочисленные потомки великого завоевателя. Им повезло, что долгое время не было силы, которая б могла им нанести последний удар милосердия.
Но в конце 15-го столетия подобная сила появилась. Мухаммед Шейбани, один из влиятельных чингизидских правителей восточной части бывшей Золотой Орды, потерпел поражение в схватке за власть в родных степях. В юности он проходил обучение исламским наукам во владениях тимуридов, а потому хорошо понимал их политическую и военную слабость.
Этот человек сумел сплотить вокруг себя всю свою многочисленную родню и даже привел с собой союзников из Астраханского ханства. С этими силами в 1500-м году был захвачен Мавераннахр, а затем завоевана историческая область Великий Хорасан, ныне разделенная между Афганистаном и Ираном. Даже его гибель из-за тактических ошибок от иранских войск не привела к значительной потере территорий.
То государство, которое оформилось в Средней Азии в 1510-1520-х годах, стало называться Узбекским ханством – по имени кочевых узбеков Золотой Орды, которые приобрели название в честь ее правителя, Узбек-хана. После того, как в скором времени ханская резиденция покинула тимуридскую столицу Самарканд и переехала в Бухару, эту державу все чаще величали Бухарским ханством.
16-й век по праву можно считать периодом узбекского великодержавия. Шейбаниды уступили степь своим близким родственникам – казахским ханам, но контролировали большую часть оседлых территорий Средней Азии. Основой их государства стал Мавераннахр, т.е., историческая область между Амударьей и Сырдарьей. Тимуриды, прежние владельцы этой земли, были вынуждены уйти в Индию, где основали династию Великих Моголов.
Убекам теперь подчинялись и памирские предгорья, ставшие основой для нынешнего Таджикистана, южная часть Киргизии, населенная таджиками северная часть Афганистана, их авторитет признавали многие туркменские племена. Их верховную власть признавал и Хорезм, управлявшийся узбекскими ханами из родственной, но конкурирующей династии. А на несколько десятилетий это древнее государство напрямую вошло в состав бухарских владений.
Многие правители «золотого века» были высокообразованными людьми. Они строили мечети, медресе, караван-сараи, окончательно завершили архитектурный ансамбль Регистан в Самарканде, который был начат еще великим Тимуром. Они впервые с очень давних времен занимались устройством систем орошения. Были среди них тонкие ценители восточной поэзии, а некоторые даже сами писали стихи. Придворным языком и языком администрации при них оставался таджикский диалект персидского, хотя со временем значение узбекского постепенно росло.
В течение столетия после завоевания многие кочевые узбеки кипчакского происхождения, выходцы из казахских степей, поселились в городах и деревнях среди своих подданных, которые говорили на карлукских диалектах бывшего Чагатайского ханства. Но еще очень долгое время военная сила ханства была основана на контингентах кочевников, которые сражались в соответствии с ордынскими традициями. Потомками этих солдат являются нынешние узбеки-лакайцы.
В течение 16-го столетия бухарцы провели много наступлений с целью целиком завладеть Хорасаном. Однако, несмотря на ряд успехов, полную победу им не удалось одержать. Причина состояла в том, что узбекская аристократия не желала усиления власти своего хана, а также им было довольно не завоевания, а разграбления этих земель. Вторая проблема была в том, что из-за своей изолированности и сильных степных традиций, узбеки не держали артиллерии в своем войске, а пехота с огнестрельным оружием у них появилась в небольшом количестве и намного позже.
Узбеки сумели остановить иранское наступление и сохранить Среднюю Азию в лоне суннизма. Пик их военных успехов случился в 1602-м году, когда состоялась грандиозная битва при Балхе. С помощью 80-ти тысяч конников хан Баки Мухаммад сумел остановить 120-ти тысячное персидское войско, включавшее в себя 10 тысяч стрелков с мултуками и 300 пушек (по другим данным, узбекская и иранская армия насчитывали 20 тысяч и 50 тысяч человек соответственно). Таким образом, Бухарское ханство сумело превзойти превосходного полководца иранского шаха Аббаса Великого, который в одиночку громил Османскую империю и насмехался над европейцами, которые не способны противостоять туркам.
Но в конце концов, у этого государства начались неприятности. Несколько последовательных эпидемий чумы, ряд тяжелых персидских военных кампаний, долгое правление Абдуллы II, который хоть и оказался великим строителем, был ортодоксальным мусульманином, после которого в стране начался интеллектуальный застой – все вместе это привело к ослаблению Бухарского ханства. Хорезм (т.е. Хивинское ханство) сумел утвердить свою независимость, иранцы в союзе с ним отняли большую часть Хорасана, давние и принципиальные противники-казахи воспользовались этим и атаковали северные бухарские города.
Поэтому в 17-м столетии узбекская держава потеряла половину своих территорий, и, несмотря на дальнейшее восстановление экономики, возможности его правителей оказались урезанными. Двумя главнейшими геополитическими проблемами стало открытие европейцами альтернативных путей в Индию и Китай – ханство лишилось доходов от транзитной торговли. А когда иранцы все-таки отбили афганский город Балх, узбеки лишились сообщения с Индией.
С этого момента они оказались в культурной и экономической изоляции. На западе, юге и востоке их окружали Великие Моголы и иранские шиитские династии – давние противники узбекской державы. На севере были казахи, которые не могли упустить возможности атаковать сырдарьинские города. В 1709-м году, воспользовавшись народным восстанием в Фергане, один из здешних влиятельных чингизидов провозгласил создание Кокандского ханства, в результате чего был утрачен восток. Со временем возросла мощь Джунгарской державы, которое вроде не угрожала Бухаре напрямую, но ее давление привело к тому, что в пределы узбекского государства стали чаще вторгаться казахи.
Воспользовавшись длительным периодом неурядиц, Бухару в 1740-м году завоевал великий азербайджанский правитель Ирана Надир-шах. Лидеры влиятельного узбекского рода мангытов при нем стали наместниками и военачальниками и после ухода из жизни иранского шаха отправили на небо законного хана и получили трон. Народ их приветствовал – в глазах знати и простого населения вчерашние ханские визири оказались единственной силой, кто мог защитить суннизм в Средней Азии и сплотить страну. Правда, с после отстранения чингизидов, узбекское государство уже не могло именовать себя ханством. С того времени оно носило название Бухарского эмирата.
Так из-за постепенного ослабления Бухары, в Средней Азии появилось стазу три узбекских государства, точнее, три страны с узбекскими династиями. Хивинское ханство из них было самым тюркским, хотя и неоднородным по этническому составу – наряду с оседлыми хорезмийцами, в состав его подданных входили туркменские племена. Коканд, несмотря на сильное узбекское ядро, был наполовину таджикским и распространил свою власть на южные киргизские племена.
Бухара была с середины наполовину: узбеки в стране численно преобладали, но таджики составляли большинство в столичных Самарканде и Бухаре, а сырдарьинские города из-за многолетней борьбы с казахскими ханами имели смешанное узбекско-казахское население. Так Бухарский эмират из региональной державы скатился к почетному, но реально ничего не значащему званию первого среди равных. К тому же, из-за отсутствия артиллерии и малого количества ручного огнестрельного оружия, его армия уже никому не угрожала.
В 1868-м году Бухарский эмират был завоеван России, потерял часть территорий и признал ее протекторат. Однако, это привело к некоторой стабильности: Петербург помог вернуть часть владений, уступленных Коканду, защитил от персов, а народные восстания теперь подавлялись с участием русских войск, при этом, во внутренние дела узбеков сильно не вмешивались, только ликвидировали рабство.
В Российской империи эмиры и их окружение пользовались многочисленными привилегиями, получали высокие звания в армии и поддерживали активные отношения с волжско-уральскими и кавказскими мусульманами. На средства последнего эмира Сеид Алим-хана была возведена соборная мечеть в Санкт-Петербурге, весьма похожая на лучшие образцы Самарканда.
Но народные движения после 1917-го года привели к революции в Бухаре и последующему вторжению красных. Эмират был ликвидирован и впоследствии составил основную часть Узбекской ССР.