Сталин проводил много различных изменений, некоторые он сам считал удачными, некоторые провальными. Но больше всего его тяготили попытки разобраться с лучшей системой образования для детей. Рассказываем, как он пытался ее улучшить.
Равные права мужчин и женщин в СССР
До революции почти во всех учебных заведениях (гимназиях, пансионатах, реальных училищах и пр.) девочки и мальчики обучались раздельно, а во многие университеты девочки не могли даже поступить. Программа обучения у разных полов тоже была разная: мальчики учили грамоту, точные науки и военное дело; девочки же кроме грамоты, иностранных языков и танцев, занимались рукоделием и прочими дисциплинами, которые нужны были для хозяйства.
Большевики в своих стремлениях пытались всячески сократить разницу между представителями разных полов, в том числе и создать одинаковую программу обучения для всех детей. Границы между мужчинами и женщинами считались идеей буржуазии, а потому должны были быть уничтожены. 18 мая 1918 года А.В. Луначарский, нарком образования, ввёл совместное обучение для девочек и мальчиков как обязательное. Идея оказалась весьма продуктивной: уровень образования существенно улучшился уже в первые годы после нововведения.
Идея Сталина
Но 24 октября 1942 года появился совсем другой приказ: разделить обучение для мальчиков и девочек в младших классах и на уроках начальной военной подготовки. Такую задачу Сталин поставил еще до начала войны: по его мнению, равенство полов уже было достигнуто во всех сферах жизни советского человека, а образование давно стало доступным для каждого. В его плане, раздельное обучение было лишь временной мерой. Это был первый шаг для того, чтобы создать образцовые школы, в которых будут учитывать особенности психофизиологического развития детей разного пола.
Как идея воплощалась в жизнь
Раздельное обучение было введено только с 1 сентября 1943 года. По проекту, женские и мужские школы должны были размещаться в разных зданиях, иметь собственное военно-учебное, спортивное и другое необходимое оборудование. Только вот реализовать такое получалось только у властей в крупных городах. В небольших населённых пунктах для разных полов выделяли разные этажи школы, а где-то только разные классы. В местах, где зданий и преподавателей не хватало обучение по-прежнему осталось совместным.
К чему привела такая система?
Довольно быстро всем стало ясно, что идея раздельного обучения неудачная. Большинство преподавателей замечали, что успеваемость в женских классах сильно выше, чем в мужских. Педагоги, которые обучали мальчиков, не справлялись с таким огромным количество непослушных ребят. Дисциплина в классах практически отсутствовала: мальчики часто дрались до крови и серьёзных травм, курили, сквернословили и даже употребляли алкоголь.
При этом дети разных полов сами хотел обучаться совместно, а при таком условие была хороша не только успеваемость, но и дисциплина. Многие мальчики не позволяют себе делать при девочках то, что могли бы делать в чисто мужском коллективе.
Чем все закончилось?
Эксперимент по разделению школ на мужские и женские потерпел полный крах и был прекращен в 1954 году ― вместе со смертью Сталина. В СССР совместное обучение оказалось куда эффективней раздельного. Если по женским классам это было почти не заметно, то отдельное обучение мальчиков оказалось серьёзной проблемой. Приказы об укреплении школьной дисциплины, выходившие неоднократно в 1944―1951 годы и контроль со стороны общественников не приносили результатов.
А как вам кажется, в современно мире лучше раздельное или совместное обучение?