Найти тему
Forbes Russia

Войны за вино: с какими проблемами сталкиваются виноделы и как они их решают

Фото Getty Images
Фото Getty Images

Уже не первое столетие производители вина воюют: с конкурентами, экономическими и политическими трудностями, вредителями виноградников и погодой

Среди множества показателей, используемых для определения здоровья экономики, есть и курьезные. Алан Гринспен, например, обращает внимание на продажи мужских трусов. Логика такова: спрос на них всегда должен быть приблизительно одинаков. Если их покупают меньше, значит, у мужчин реально туго с деньгами. Менее экстравагантный признак недавно упомянул в своем блоге американец Майк Весет, профессор международной политэкономии. Речь о том, что Costco, крупнейшая в мире сеть магазинов формата Cash & Carry, неожиданно не увеличила в конце 2022-го цену годового абонемента для своих клиентов. Эти ежегодные поступления — важнейший фактор для компании, значительная доля ее чистой прибыли. Обычно процент продления абонементов высок, и Весет уверен, что компания, располагая уникальными данными о текущей платежеспособности клиентов, посчитала, что даже небольшое повышение цены сейчас неприемлемо.

-2

Весет следит за Costco не просто так — он один из ведущих обозревателей мировой винной индустрии, а эта американская сеть в ней не последний игрок. Десятилетие назад он написал книгу Wine Wars, давшую авторитетный анализ трендов в винном бизнесе (недавно в РФ опубликована его другая книга — «Вокруг света за 80 бутылок вина»). В этом году вышло ее продолжение, Wine Wars II, с новыми данными по рынку с учетом пандемии, политических и экономических кризисов и изменений климата.

Для нас у Весета есть как плохие, так и хорошие новости. Сегодня, по его словам, мы живем в лучшие для потребителей вина времена. Никогда еще не производилось столь много хорошего вина и не предлагалось такого выбора. Дикая конкуренция и улучшившиеся технологии выращивания и производства привели к тому, что уже крайне редко можно столкнуться с откровенно плохим вином. Для производителей же будущее представляется в неодинаковом свете. Справочник Wine Grapes приводит 1368 сортов винограда, однако в 2010 году половина площади виноградников в мире была засажена всего 20 сортами. И концентрация на самых продаваемых сортах винограда растет. Напа Вэлли фокусируется на каберне совиньон, вытесняя зинфандель и дюриф (Petite Sirah), которые когда-то там доминировали. Чем чревата ставка на несколько хитовых сортов, известно печальной участью других монокультур, в одночасье истреблявшихся вредителями.

Огромные перемены несет и изменение климата. В Бордо оно заставляет виноградарей думать не только о каберне совиньон и мерло — они были основой их успеха на протяжении веков, но потепление им не по нутру. В 2021 году список разрешенных сортов красного винограда был расширен и теперь включает, в частности, марселан из солнечного Лангедока и торига насиональ из долины Дору в Португалии. А иногда вместо замены сорта меняют методы виноградарства. Виноградники часто высаживают с севера на юг, чтобы ягоды получали утреннее и дневное солнце. Это хорошо, когда речь идет о достижении спелости, но проблематично при повышении температуры. Пересадка по оси восток — запад стоит дорого, но может сработать как защитная стратегия, поскольку навес затеняет виноград от солнца в течение всего дня. В крайних случаях можно перенести виноградники в более прохладные районы, как это сделали некоторые производители шампанского, перебравшись в Англию, и виноделы Южной Австралии, переехав в Тасманию. Уже разрабатывают клоны винного винограда для эстонских виноградников будущего.

Экстремальные климатические явления настолько часты, что они отражаются в цифрах мирового производства вина. В 2017 году было произведено самое низкое количество вина за последнее поколение, а в 2018-м, наоборот, собрали экстремально большой урожай. Планирование становится сложной задачей в таких условиях.

Бордовой нитью через первую книгу Весета проходило соперничество «терруаристов» (виноделов традиционных регионов Европы) и тех, кто пытался в отсутствие «благородного наследия» выехать за счет брендинга и маркетинга. Не ослабевает оно и сейчас. Это фишка условного Нового Света, и у нее есть преимущество — понятность для потребителя, базирующаяся на триаде «бренд / сорт винограда / регион», например Yellow Tail / Shiraz / Southeastern Australia. Это куда проще, чем строгая белая этикетка с изображением шато. Заманчивые названия и изображения новых брендов соблазняют покупателей эффективнее апелляции к традиции. Сейчас в тренде милые животные, а австралийская марка 19 Crimes добавила новое преимущество: коллекционность! На каждой пробке напечатано одно из 19 преступлений, за которые ссылали на каторгу в Австралию. Владельцы сделали и следующий шаг, создав VR-приложение, оживляющее каторжан, чтобы они могли рассказать свои печальные истории.

Другой удар для традиционалистов — собственная торговая марка (private label). Она решает ряд проблем. Розничному торговцу дает возможность продать уникальный продукт по более низкой цене, но с более высокой маржой, а потребителю упрощает выбор. Качество при этом может и не страдать: в Британии винные критики часто удивляют читателей, давая высокие оценки винам private label.

Из последствий COVID-изоляции отмечают, что любители вина ушли из ресторанов в магазины, где обнаружили, что вина, аналогичные тем, которые они заказывали, доступны по гораздо более низким ценам. Производители игристых вин ощутили падение из-за сокращения количества вечеринок. Политические риски сегодняшнего дня для производителей тоже головная боль. Китай, например, ввел тарифы в размере более 200% на австралийское вино, закрыв этот рынок. Можно вспомнить и российский запрет французским винам называться шампанскими.

В погоне за экономией (и экологичностью) производители уменьшают вес бутылок. Раньше считалось, что покупатели придают ему большое значение, но оказалось, что это не так. Однако продавцы опасаются, что клиенты заметят другое: отсутствие данных о составе на этикетках. Пока вино, в отличие от прочих продуктов, избавлено от перечней содержащихся веществ, но есть риск введения этой меры. Кто знает, как поведут себя люди, узнав, сколько калорий содержит их бокал шардоне?

Еда
6,93 млн интересуются