К нам в работу пришла очень занимательная книга Фаддея Венедиктовича Булгарина “Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого”, изданная в 1843 году.
Переплет книги был уже очень изношенным и обладал многочисленными дефектами. То же касалось и блока. Мастера восстановили исходный переплет, почистили листы и укрепили блок, а также отреставрировали мелкие дефекты.
К середине XIX века очерк — один из лидеров среди форм литературного творчества. Чаще в русском очерке писали поверхностные наблюдения за жизнью мещан, купцов, а иногда и дворян; причем упор делался на “физиологическую” составляющую в дополнение к популярной ранее психологической и духовной. Булгарин своей работой отразил веяния времени.
Попавший к нам в руки труд по выходе был очень обсуждаем в обществе; критика придерживалась полярных мнений.
Кто-то сравнивал Булгарина с Карамзиным и Вальтером Скоттом или писал, что нашел в “Очерках русских нравов…” “умную добродушную шутку, согретую теплым чувством сердца, уменье заметить и ловко передать ненависть к пороку, сочувствие к добру, мастерство выставить русскую сторону характера и оригинальную живопись подробностей” (газета “Северная пчела”, №84).
Совершенно иного мнения придерживался главный литературный антагонист Булгарина Некрасов: “Всякий, кто имел почему-либо несчастие следить за проделками, совершающимися в нашей «литературе», без сомнения, согласится, что сочинения г. Булгарина далеко не так интересны, как явления, которыми они обыкновенно предзнаменуются и сопровождаются. Так как о новых «Очерках» г. Булгарина сказать решительно нечего…”
Противостояние Булгарина и Некрасова было многолетним и непримиримым. Оба автора писали о жизни русских людей – в основном о крестьянах и мещанах. Однако подходы к изучению этих социальных групп, равно как и мнения и выводы у авторов были разными. Некрасов называл сочинения Булгарина безынтересными, а самого автора бездарным. Булгарин не оставался в долгу и мстил оппоненту в виде доносов в III отделение: «Некрасов самый отчаянный коммунист; стоит прочесть стихи его и прозу в “С.-Петербургском альманахе”, чтоб удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции».
Между тем, споры не обошли и иллюстрации к “Очеркам…”. Рисунки заслуживают внимания: детальные, интересно и живо нарисованные – работы В. Ф. Тимма хочется разглядывать и изучать. Их высоко оценил даже Эмиль Жан Орас Верне. В отличие от Верещагина. Верещагин посчитал иллюстрации Тимма неудачными. Верещагин говорил, что текст очерков “способен был убить и более пылкое воображение”.
Составить мнение о произведении вы можете самостоятельно здесь.
А как вы относитесь к натуралистичным очеркам? Вам ближе глубокие произведения или же поверхностные наблюдения также вызывают интерес?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram