У многих знакомых сейчас детям от 10 до 15 лет, и я слышу практически от каждого родителя: «Он ничего не говорит о школе». Недавно я опубликовала очень тревожащую статью с пересказом книги-мемуаров Сью Клиболд, матери одного из колумбайнеров. Основной вывод книги — родители не знают своих детей, очень легко упустить депрессивное состояние или что-то более страшное. После публикации мои знакомые, как сговорившись, все хотели со мной это обсудить: «Я в панике! Мой тоже ничего не рассказывает», «Невозможно вытащить из него ничего», «Что происходит в школе, я просто не знаю, на все вопросы односложные ответы».
Поделюсь тем, как у меня.
Во-первых, я уверена, что знаю не всё о сыне. Более того, я считаю это правильным. В 11 лет мой сын работал с очень профессиональным психоаналитиком. Одна из задач, которую нашёл терапевт тогда — помочь ребёнку выйти на сепарацию. Его психика уже успела тогда к сепарации созреть, а наши детско-родительские отношения не были выстроены достаточно благоприятно для того, чтобы, сепарируясь, он чувствовал себя безопасно. И я хорошо помню, как психоаналитик сказал: «Хорошим признаком того, что он всё-таки входит в сепарацию, будет какой-то секрет от вас, что-то, что он не будет готов вас рассказать». Поэтому я уверена, и я надеюсь, что я не знаю на 100 процентов всего о сыне.
Во-вторых, проблем с тем, чтобы узнать, чем он живёт, что было в школе, я не испытываю последние года четыре точно. С удовольствием рассказывает. Вот только я не спрашиваю: «Как школа?» или «Как прошёл день?» Я как-то вела сессию для подростков и навсегда запомнила, что на мой вопрос: «Какой вопрос родителей вы не любите больше всего?», они хором ответили: «Как прошёл день?» Я спросила: «Почему?» Они ответили: «Потому что это такой формальный чисто вопрос, на него обычно просто говоришь „норм“, и родители на этом успокаиваются. Кажется, что на самом деле им неинтересно, как у меня дела. Но они ставят галочку, типа, я спросил, я хороший родитель».
Я хочу поделиться некоторыми вопросами о школе, которые у меня работают с сыном. Может быть, вам что-то подойдёт? Я не уверена, что я лучший пример, поэтому хочу предложить всем вам в комментариях писать свои вопросы, которые вы детям задаёте про школу, какие вопросы у вас работают.
Итак, некоторые работающие вопросы подростку из моей практики:
· Как ты себя чувствуешь от 1 до 10?
· Какую обратную связь ты получил сегодня в школе? (тут важно отметить, что в его школе обратная связь — это реальный регулярный педагогический инструмент, то есть это у нас не пустой вопрос)
· Кто давал тебе обратную связь? (спрашиваю, потому что источником обратной связи может быть учитель, администрация школы, одноклассники)
· Какие замечательные ошибки ты допустил? Чему они тебя научили? (замечательными я их называю, потому что есть классный педагогический приём «Моя замечательная ошибка», сын его знает)
· Что сегодня было самым смешным (забавным, интересным, сложным, неприятным)?
· Что ты теряешь, если не изучаешь этот предмет? А что, наоборот, приобретаешь?
· Какие выводы ты вынес?
· Как бы теперь ты сделал это иначе?
· Как ты с этим справился?
· Ты отфиксировал, что именно ты делал и как? Что привело к такому хорошему результату?
· Какие важные решения ты сегодня принял?
Это, безусловно, не все вопросы из моего родительского чемоданчика, и, конечно, я не вываливаю их все на сына сразу. Всё под ситуацию, бывают дни, когда ребёнок себя чувствует на 2 балла и говорит, что прямо сейчас не хочет обсуждать, тогда я не достаю, потом он всё равно придёт, когда будет готов.
Теперь ваша очередь. Пишите свои работающие вопросы про школу в комментариях.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.