Веселые традиции Пурима.
Пурим — бесспорно, самый веселый еврейский праздник, когда мы наряжаемся в карнавальные костюмы и ставим праздничные представления. Рассказываем вам об этих традициях.
Пуримский карнавал
Пурим не зря считается одним из самых «детских» праздников еврейского календаря, во многом благодаря так любимой детьми традиции карнавала. Почему мы надеваем карнавальные костюмы на Пурим? Три основные трактовки:
- Когда Эстер появилась при дворце Ахашвероша, она скрывала свое еврейское происхождение, свою истинную личность. На карнавале мы уподобляемся Эстер, притворяясь кем-то другим.
- События пуримской истории изменили судьбы евреев, которые были практически обречены на погибель. Меняясь до неузнаваемости во время карнавала, мы будто бы показываем всему миру, что человек и его судьба могут кардинально измениться.
- Пурим — праздник, в который мы отмечаем чудо Вс-вышнего, которое не проявлялось открыто. Во время Пурима не было ни масла, горевшего 8 дней вместо одного, ни рассечения моря, ни чего либо другого «очевидно чудесного». Поэтому на праздник мы надеваем костюмы, которые скрывают нас, нашу личность наподобие того, как пуримское чудо тоже было скрыто от наших глаз.
Выбор костюма на Пурим не ограничивается ничем — на празднике вы можете превратиться в героя вашего любимого фильма, сериала, книги или же стать каким-либо мифологическим персонажем. В этот день в израильских школах дети приходят на уроки в карнавальных костюмах и дарят друг другу вкусные подарки.
Пуримшпиль
Пуримшпиль (идиш «пуримская игра») — это театральная постановка по мотивам пуримских событий.
Одна из ключевых традиций наступающего праздника возникла еще во времена Раннего Средневековья — европейские евреи тех времен создали множество праздничных шуточных литературных произведений и песен как на иврите, так на идише и ладино, которые исполнялись во время Пурима.
Сам же пуримшпиль как самостоятельный жанр оформился позже, к XVI веку в Германии, и затем распространился по другим европейским еврейским диаспорам. Тексты пьес и песен передавались от учителей к ученикам и внутри семей.
Несмотря на прописанные сценарии пуримшпилей, благодаря тому что Пурим очень веселый праздник, в этом жанре всегда оставляли место импровизации. Более того, актеры-мужчины во время выступлений иногда переодевались в женщин, что в обычной ситуации строго запрещается еврейским законом.
Свободный характер этих постановок позволял включать в сценарии злободневные трактовки. Так, в пуримшпилях XIX века, которые ставили на территории Российской империи, образ Ахашвероша нередко делали похожим на царя, а Аман мог напоминать зрителям какого-либо известного царедворца-антисемита.
Современные пуримшпили могут приобретать совершенно различные очертания. Однако несмотря на разнообразие трактовки пуримской истории, пуримшпили всегда напоминают нам о главном — о чудесной истории спасения евреев от массовой гибели.
Хаг Пурим самеах!