Найти тему

Когда мы согласны «вообще» — это не значит, что мы согласны «для себя». На примере фильма «Женщины».

Оглавление

Часто наблюдаю, как человек уверяет, что он за все хорошее против всего плохого. Ему кажется, что это искренне. Но, как только речь заходит о нем, любимом, то сразу принципы куда-то исчезают. Об этом я уже говорила в статье о гражданских браках (Главная опасность гражданского брака), когда можно поддерживать гражданские браки «в целом», когда это касается других. И быть против, если это касается тебя или твоих детей.

В 1965 году режиссер Павел Любимов снял фильм «Женщины».

Думаю, многие видели, пересказывать содержание не буду. Мне фильм нравился, единственное, чего я не могла понять с детства – почему героиня Н. Сазоновой, Катя, была так против отношений ее сына Жени с девушкой Алей.

Аля же – вполне положительный персонаж! Честная, порядочная, целеустремленная. Катя сама на первых порах ей помогала – защищала, подсказывала, приглашала к себе на Новый год, чтобы Аля не чувствовала себя одинокой. Почему же роман ее сына с собственной протеже показался Кате таким неприемлемым? Почему она готова была бедную девчонку просто со свету сжить, практически одномоментно превратившись в монстра?

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Ответ я поняла совсем недавно, когда, пересматривая фильм в очередной раз, меня зацепило Катино: «По себе надо искать». Алька-то, наивная, считала, что выбрала «по себе». Только Катя так не считала. Она не считала ее «ровней» - сама об этом проговаривается сыну: «Зачем тебе эта деревенская девчонка»?

Катя, которая явно сама не «голубых кровей», которая выбилась в люди благодаря своему упорному труду и общественной работе, считала себя, если можно так сказать, советской «элитой». И женой своего сына она хотела видеть, как минимум, однокурсницу. Ровню. Городскую студентку. Если уж совсем просто – Катя перешла на более высокую социальную ступень и не хотела, чтобы ее сын опять вернулся туда, откуда она сама с таким трудом выбралась. Прекрасно понимая, что жена из деревни – это определенное воспитание, деревенские родственники, и, даже если молодые живут в городе, все равно родственные узы никуда не денешь.

Героиня Н. Сазоновой помогала многим «деревенским девчонкам» - той же Дуське, которую так филигранно сыграла И. Макарова. Она их защищала, оберегала, подсказывала - была наставником, но только до тех пор, пока эти «деревенские девчонки» не стали претендовать на вхождение в ее семью.

По аналогии – я очень хочу, чтобы пингвины в Антарктиде жили сытно. Но ехать волонтером в ближайший четверг кормить пингвинов я не готова. Я вполне согласна с тем, что гражданские браки имеют право на жизнь. Но я не готова сама жить в гражданском браке. Я очень хорошо отношусь к деревенским девчонкам, которые приехали в город работать на мебельной фабрике. Но я не готова видеть одну из них в качестве невестки.

Иного объяснения, почему Катя Беднова была так против отношений своего сына и Али, у меня нет.

Кстати, конец фильма сейчас не кажется мне оптимистичным. Как психолог, я сомневаюсь, что Катя не поддастся соблазну упрекнуть Алю в том, что сын «ее с ребенком взял». И жена должна его, такого распрекрасного, холить, лелеять, и не перечить. А при таких вводных – когда жена бессознательно находится в состоянии невротической вины, а мама на твоей стороне - велик соблазн почувствовать себя эдаким благодетелем. Вершителем судеб. И вести себя с женой соответственно.

Как думаете, у этого фильма счастливое продолжение?

_________

Программа восстановления после нарциссического насилия «Нарцисс-детокс».

7 практических лечебных модулей, которые позволяют сразу применять знания на практике, домашние задания и множество упражнений для закрепления материала.

Хотите лично что-то обсудить? Можно написать удобным для вас способом.

Подписывайте на канал и ставьте лайк, чтобы не пропустить следующие публикации.