Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ссоры с наказаниями - Часть 2. КПТ в действии

В первой части статьи я рассказала о случае Евгении. Женщина беспокоится из-за конфликтов в отношениях с любимым мужчиной. В таких конфликтах ей не дозволено являть негативные эмоции и неудовольствие от действий к партнёру. Однако в целом отношения она считает хорошими. Также я описала возможную работу с Евгенией в когнетивно-поведенческом подходе.

Подробнее описание ситуации Евгении и план работы с нею можно прочитать в первой части статьи:

https://www.b17.ru/article/419497/?prt=353136

Теперь, как и обещала, я представлю план когнитивной дискуссии с возможными вопросами и домашним заданием для Евгении.

Я надеюсь, что это публикация будет полезна не только тем, кто начинает освоение КПТ, но и для самопомощи людям, переживающим подобные проблемы.

Итак, наиболее вероятные убеждения Евгении, поддерживающие её неадаптивные эмоции, и которые нужно исследовать в работе:

- Хорошие девочки не злятся и не выражают негативные эмоции;

- Для мужчины, который дорог, я должна быть очень хорошей и не проявлять негативные эмоции, иначе он меня отвергнет.

- Без любимого мужчины я не смогу вести полноценный образ жизни;

- Влияя нужным образом на партнёра, руководя его реакциями на ситуации, можно сделать отношения более гармоничными.

- Если я заболеваю, то партнёр наконец-то посчитает меня невинной жертвой его плохого поведения, а себя злодеем, будет испытывать чувство вины и раскаиваться, как это обычно делаю я.

Когнитивная дискуссия, примеры вопросов психолога:

  • Почему Вы считаете, что должны себя вести исключительно так, как хочется партнёру?
  • Можете ли Вы вспомнить примеры из жизни, в которых мужчины любят женщин и долго с ними находятся в близких отношениях, но при этом женщины далеко не всегда себя ведут так, как хотелось бы мужьям?
  • Что Вам даёт общение с мужчиной, что Вы боитесь потерять так сильно, что готовы заболевать после каждой ссоры?
  • Можете ли Вы это ценное (названное в ответе на предыдущий вопрос) попробовать получить, испытать данные ценные эмоции, не в общении с Андреем, а каким-то иным образом?
  • Как Вы считаете, кто ответственен за гармонию в отношениях?
  • Исходя из того, что ответственны оба, почему Вы предполагаете менять поведение Андрея, а не своё собственное?
  • Должны ли Вы всегда являть Андрею абсолютное принятие и одобрение всем его действиям?
  • Когда Вы заболеваете после ссоры, то Вы какая? Что должен думать о Вас Андрей и чувствовать к Вам в такие моменты? Что он думает о себе в моменты ваших болезненных реакций на затяжные конфликты?
  • Подумайте, если Ваши отношения с Андреем не будут идеальными, как после примирений, но и не прекратятся совсем из-за очередного конфликта, то какими они могут быть? Возможны ли какие-то варианты?

Данные вопросы должны помочь Евгении разобраться в себе, а иррациональные установки и ошибочные когниции поменять на предположительно следующие:

- Я имею права себя вести так, как считаю приемлемым и уместным в той или иной ситуации.

- Я выбираю, какие пожелания партнёра к моему поведению учитывать, а какие – нет;

- Любой человек имеет право быть недовольным действиями другого человека и расстраиваться по поводу них, о чём может говорить партнёру;

- Я выбираю быть близкой с теми людьми, которые меня не травмируют с неприемлемой для меня силой и частотой.

- Я не наказываю партнёра за неодобряемое мной поведение, а партнёр не должен наказывать меня за неодобряемое им поведение

Данный план дискуссии возможно реализовать не на одной сессии. Для начала имеет смысл выбрать мысль, которая доставляет клиенту наибольшие эмоциональные переживания и работать по изменению такой мысли.

Домашнее задание:

- Начать читать книгу «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие идут куда захотят.» К следующей сессии выписать наиболее тригерные для себя тезисы из прочтённого материала. Подумать согласна или не согласна с данными тезисами, какие они вызывают эмоции.

- Когда в следующий раз Евгения захочет высказать Андрею недовольство чем-либо, отследить и записать, что больше всего её беспокоит в предполагаемом диалоге.

- Есть ли что-то, что в такой диалог влечёт.

- Отследить и записать свои чувства и эмоции, которые она испытывает, представляя такой диалог, какие мысли их вызывают.

- Подумать над вариантами, находящимися между хорошим и плохим поведением, а также между отличными и разрушенными отношениями, которые бы устроили Евгению.

*********

*Фото к статьям моего авторства.

Подписывайтесь, если понравилось - ставьте "Спасибо". И, конечно, пишите в комментариях, что думаете о представленном случае и описанной работе?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал - там другой контент, но тоже про психологию и про меня) https://t.me/ekaterina_stepanova_fotolirika

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru