Найти тему
Об этом не говорят

Российский "теневой флот" ежемесячно пополняется десятками танкеров

Чтобы понять всю глубину этой новости: десятки нефтяных танкеров каждый месяц "уплывают" из западной финансово-экономическую систему в ту, которая сейчас строится Россией и другими странами.

Как сообщает CNN, российская нефть все еще находит покупателей по всему миру. Но даже те, кто целыми днями отслеживает его перемещение через океаны, не могут точно определить, кто её перевозит в таких объёмах.

По мере ужесточения западных санкций против России все больше судов присоединились к существующему флоту загадочных танкеров, готовых облегчить экспорт российской нефти.

Инсайдеры отрасли оценивают размер этого «теневого» флота примерно в 600 судов, или около 10% от мирового количества крупных танкеров [
по процентажу не понятно, от чего они считают, от общего тоннажа, от количества и т.п. - прим. Об этом не говорят]. И цифры продолжают расти.

Кто владеет и управляет многими из этих кораблей, остается загадкой. Поскольку за последний год торговля российской нефтью усложнилась, многие западные грузоотправители отказались от предоставления своих услуг России. Появились новые малоизвестные игроки, в некоторых случаях замешаны подставные компании в Дубае или Гонконге. Одни покупали суда у европейцев, другие ремонтировали старые корабли

Значение незаметного флота возросло, поскольку Москва старается избегать сотрудничества с западными грузоотправителями, а клиенты в Китае и Индии вытесняют клиентов в Европе, которым теперь запрещено покупать российскую нефть и нефтепродукты, такие как дизельное топливо. Доставка более отдаленным покупателям требует дополнительных судов и судовладельцев, готовых иметь дело с дополнительными сложностями и юридическими рисками, особенно после того, как страны Большой семерки ввели ценовые ограничения на российскую нефть.

Расширение теневого флота подчеркивает драматические изменения, которые конфликт в Европе принес на мировой рынок нефти. Стремясь продолжить работу, второй по величине в мире экспортер сырой нефти изменил сложившиеся десятилетиями модели торговли и разделил мировую энергетическую систему на две части [
это не Россия разделила система, а сам Запад - прим. Об этом не говорят].

Как сказал Ричард Мэтьюз, глава отдела исследований EA Gibson, международного судового брокера:

«Есть флот, который не ведет никакого бизнеса с Россией, а есть флот, который занимается почти исключительно российским бизнесом....и лишь несколько кораблей делают и то и другое понемногу».

По данным аналитической компании Kpler, экспорт российской нефти в Китай и Индию достиг в январе рекордного уровня. Экспорт в Турцию, еще одного крупного покупателя, также продолжал расти быстрыми темпами.

Для выполнения этих заказов требуются суда, пригодные для плавания. Российскому национальному флоту не хватает судов. Вот тут-то и появляется «теневой флот».

Мэтью Райт, старший фрахтовый аналитик Kpler, делит суда, перевозящие российскую нефть, на две категории: «серые корабли» и «темные корабли». Серые корабли были проданы после начала конфликта — в основном владельцами из Европы фирмам на Ближнем Востоке и в Азии, которые ранее не были активны на рынке танкеров. Темные корабли, с другой стороны, являются ветеранами кампаний Ирана и Венесуэлы по обходу западных санкций, которые недавно переключились на перевозку российской нефти.

Хотя западные страны запретили большую часть импорта российской нефти, нет никаких правил, запрещающих западным судам доставлять ее покупателям, таким как Китай и Индия, или предоставлять такие услуги, как страхование, при условии соблюдения ценовых пределов G7. По данным Kpler, в январе на суда с европейскими владельцами приходилось 36% торговли российской нефтью [
раньше эта цифра превышала 70% - прим. Об этом не говорят].

Но юридические и репутационные риски, связанные с несоблюдением ценовых потолков, очень велики. В то же время Россия стремится прекратить сотрудничество с западными грузоотправителями. Это привело к появлению новой когорты компаний, чей состав более туманен, а история более разнообразна.

В результате от 25 до 35 судов в месяц продается теневому флоту. По оценкам некоммерческой организации Global Witness, четверть покупок нефтяных танкеров в период с конца февраля 2022 года по январь этого года была совершена неизвестными покупателями, что примерно вдвое больше, чем в 2021 году.

Спрос может увеличиться в ближайшие месяцы, если Китаю потребуется больше топлива для восстановления экономики.

Если большая часть мирового флота используется для российской нефти и нефтепродуктов, это истощает мощности, увеличивая затраты для всех нефтетрейдеров.

Есть также вопросы о том, кто в конечном итоге управляет теневым флотом. Некоторые подозревают, что часть всплывающих подставных компаний имеет связи с «российским государством или определенными политическими игроками».

В минувшие выходные Евросоюз ввел санкции в отношении Sun Ship Management, дочерней компании Совкомфлота, крупнейшей судоходной компании России. ЕС заявил, что базирующаяся в Дубае фирма, зарегистрированная десять лет назад, «действовала как одна из ключевых компаний, управляющих и эксплуатирующих морские перевозки российской нефти», и что «Российская Федерация является конечным бенефициаром» ее деловых операций.

В общем, продолжается развитие сюжета с "теневым флотом". И это мы только в начале пути, а уже такой эффект.