Автор
Одиночество является сложным и многогранным феноменом, в связи с чем существует несколько подходов к его пониманию: философский, социологический, психологический. Кроме того, как и любое сложное явление, одиночество имеет негативный и позитивный аспекты, которые могут быть связаны между собой. Это обуславливает отсутствие единства во взглядах психологов на данный феномен. Опираясь на теоретические исследования, можно заметить, что на протяжении всего жизненного пути чувство одиночества переживается человеком по-разному. Впервые состояние одиночества остро осознается именно в подростковом возрасте, что может быть связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, свойственных данному периоду. Стоит заметить, что в последние годы увеличивается число работ, посвященных изучению факторов, связанных с одиночеством. Так, среди них обычно выделяют такие личностные характеристики, как слабое развитие коммуникативных навыков, неуверенность в себе, агрессивность характера, наличие неразрешенных внутриличностных конфликтов, склонность фокусироваться на угрожающих социальных стимулах и ожидать враждебности от окружающих (Е.Н. Климентьева, А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова, С. Погам). Однако, несмотря на активный интерес к проблеме одиночества, на данном этапе не достигнуто четкого понимания взаимосвязи одиночества с особенностями формирования Я-концепции в подростковом возрасте. Становление Я-концепции как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте, и одним из значимых факторов в формировании Я-концепции является идентификация себя со значимым «другим». Поскольку в подростковом возрасте меняется ведущий тип деятельности и социальная ситуация развития, значимыми «другими» в этом возрастном периоде выступают сверстники. В случае если референтная группа отвергает подростка или он не чувствует своей принадлежности к ней, может возникнуть ощущение одиночества, что, по нашему мнению, может быть связано с особенностями формирования Я-концепции.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение взаимосвязи одиночества и Я-концепции у подростков.
Разработанность проблемы
Я-концепции была и остается предметом изучения многих психологов таких как Ч.Х. Кули, Дж. Мид, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон. Однако, первым, кто начал заниматься ее исследованием, был У. Джемс. По его мнению: «Я-концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов» [1, с. 47]. В научной литературе на сегодняшний день можно встретить множество трактовок данного понятия, причем отечественное понимание данного психологического явления заметно отличается от зарубежного.
Так, Р. Бернс дает следующее определение Я-концепции — «представления индивида о себе, взаимосвязанное с оценкой себя в настоящем и будущем» [2, с. 65]. В свою очередь, К. Роджерс отмечает, что «Я-концепция — интегральный механизм саморегуляции поведения, который формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой» [3, с. 109]. По мнению З. Фрейда, она является сложной структурой, состоящей из уровней, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [4].
Отечественные психологи рассматривали «образ Я» чаще всего в контексте исследования самосознания, как набор характеристик, позволяющих каждому человеку определять себя как индивидуальность, осознавать себя как существо, которому присущи какие-либо психические свойства, будь то характер, способности, привычки и др. Однако, Я-концепция чаще всего рассматривается как ядро личности, и перемены в локальных «Я-образах» не влияют на Я-концепцию.
Так, Б.Г. Ананьев считает, что «Я-концепция — внутреннее сознательное начало самосознания, система представлений индивида о себе». Л.А. Венгер рассматривает Я-концепцию как совокупность обобщенных и оценочных представлений. А.Г. Спиркин полагает, что она является «осмыслением и оценкой действий, результатов, оценкой себя, признаком, формирующимся совместно со становлением личности» [5, c. 59].
В исследованиях Е.Т. Соколовой «образ Я» интерпретируется как интегративное установочное образование, которое включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный компонент, отражающий образ у индивида своих качеств, способностей, значимости в социуме и др.
- аффективный компонент, в котором заключается то, как человек относится сам к себе, уважает ли он себя, любит ли он себя или, возможно, относится к себе с презрением;
- поведенческий компонент заключается в том, насколько индивид реализует на практике свои мотивы, цели в конкретных, подходящих под них актах поведения [6].
В.В. Столин выделял три уровня Я-концепции. Первый — физический «образ Я», который обуславливается потребностью в благополучии организма на физическом уровне. Далее выступает социальная идентичность, которая связывалась с потребностью каждого человека быть членом социума, стремиться к тому, чтобы быть им. И, наконец, третьим компонентом в данной структуре выступает дифференцирующий «образ Я», который характеризуется знаниями индивида о себе в сравнении с другими людьми. Этот компонент придает человеку ощущение собственной неповторимости и обеспечивает потребность в определении и реализации самого себя. Он указывал, что построение представлений о себе, «Я-концепции» осуществляется двумя путями: либо это поиск и классификация «образов Я», либо это поиск содержательных параметров «образов Я» [7].
Таким образом, существует множество разнообразных теорий, взглядов и подходов, так или иначе раскрывающих содержание понятий «образ Я», «Я-концепция» у подростков. Они сложны и многогранны. Особо следует отметить, что Я-концепция влияет на формирование целостной личности подростка, на ее поведение, действия, отношения с окружающими людьми.
Одиночество — одна из самых сложных для современного человека психологических проблем, и с каждым годом она становится все острее в связи с сокращением непосредственного контакта с людьми и общением, опосредованным цифровыми технологиями. Современное общество претерпевает сейчас глобальные изменения, в том числе, связанные с пандемией, которые отразятся на подрастающем поколении. Одной из возможных проблем может выступать возникновение трудностей в социализации подростков, так как их ведущая деятельность, а именно общение со сверстниками, затрудняется введением дистанционного обучения и введением ограничений на проведение массовых мероприятий. Вынужденная изоляция может повышать вероятность возникновения чувства одиночества среди подростков, поэтому мы считаем, что одиночество как объективная психологическая проблема современности не утрачивает своей актуальности, и разделяем мнение Н.Е. Покровского, который называет одиночество «чумой XX века», которая требует серьезного осмысления, теоретических и экспериментальных научных исследований [8].
По мнению А.А. Артамоновой [9], О.Б. Долгиновой [10], И.С. Кона [11], Е.В. Неумоевой [12], Е.Е. Роговой [13; 14], Э. Эриксона [15], одиночество имеет место в любом возрасте, оно остро переживается в подростковом, юношеском возрасте. Подростки болезненно переживают одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, чувствуют обиду, грусть, печаль, страх. В юношеском возрасте, в отличие от подросткового, часто возникает понимание или интуитивное угадывание значимой положительной роли одиночества в становлении личности, и человек в этом возрасте может сознательно выбирать одиночество.
Что касается изучения факторов, связанных с одиночеством, то в отечественной науке данным вопросом занимался ряд ученых, одним из которых, является О.В. Курицына [16], которая выявила, что факторами данного явления могут выступать трудности в установлении контактов с окружающими, заниженная самооценка, неприятие критических оценок своей личности, слабое развитие навыков коммуникации, низкая социализация. И.Л. Шелехов и Е.С. Федчишина выделяют такие факторы одиночества, как низкая самооценка, недостаточное развитие навыков коммуникации, агрессивность характера, а также наличие неразрешенного внутреннего конфликта. Проведенное учеными исследование обнаружило взаимосвязь между наличием внутриличностного конфликта и высоким уровнем одиночества [17].
Е.В. Неумоева говорит о проблеме одиночества как о явлении, затрагивающем разные возрастные периоды и имеющем свои особенности на разных этапах жизненного пути личности. Л.С. Выготский в своей теории не обсуждает влияние одиночества намеренно, но связывает его с другими явлениями подросткового возраста, то есть описывает своего рода механизмы, влияющие на его возникновение. В качестве такого механизма им выделяется рефлексия как «направленность познания на самого себя» [18].
При анализе проявления одиночества человека на разных возрастных этапах Г.М. Тихонов выявил, что в юношеском возрасте чувство одиночества достаточно распространенное явление, протекающее очень интенсивно [19]. Также он считает, что повышенную вариабельность и многогранность одиночества среди подростков можно объяснить разнообразием способствующих факторов, которые в целом можно объединить в три группы.
Первая группа — одиночество, возникающее в результате расставания подрастающего ребенка с родителями. Факторы возникновения одиночества, вызванного физическими и психологическими изменениями, когнитивным развитием, не способны в полной мере компенсировать воздействие на человека внешней среды, желание обрести самостоятельность, стремление к приобретению значимости, преобразование собственного «Я».
Вторая группа факторов связана с социальными структурами и культурными процессами: различные социальные роли, маргинальность, стремление к независимости, отвержение значимым окружением и роль неудачника, завышенные ожидания и требования, социальные сопоставления непосредственно внутри молодежной субкультуры, изменение структуры семьи, проблемные взаимоотношения между родителями и детьми.
Третья группа факторов — факторы, связанные непосредственно с особенностями личности, такие как заниженная самооценка, робость, возникновение чувства бессилия, апатии и бесцельности, эгоцентризм, скудные социальные навыки.
Методы исследования
Для проведения эмпирического исследования мы использовали комплексный опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой и шкалу детской Я-концепции Пирса — Харриса в модификации А.М. Прихожан. Данные методики соответствуют возрасту испытуемых — 12–17 лет.
Достоверность результатов исследования обеспечена посредством применения стандартных методов математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). При математической обработке данных использован многоцелевой пакет статистических программ SPSS Statistic. 22 для Windows.
В исследовании приняли участие обучающиеся 6–9 классов школ г. Ростова-на-Дону в количестве 115 человек.
Результаты и обсуждение
В нашем исследовании мы поставили перед собой задачу изучить Я-концепцию у подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Согласно данным, полученным в ходе исследования, становится понятно, что высокий уровень одиночества присущ в большей степени эмоциональному и поведенческому видам одиночества (рис. 1).
Поведенческое одиночество проявляется в потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствии значимых дружеских связей или чувства общности), невключенности подростка в референтную для него группу сверстников. Высокий уровень данного вида одиночества у большинства опрошенных (52,2%), по нашему мнению, объясняется тем, что исследование проводилось в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории РФ, вследствие чего обучающиеся долгое время находились на дистанционном обучении, не имея возможности непосредственного общения с учителями, одноклассниками и друзьями.
Эмоциональное одиночество проявляется в результате отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были. Что касается данного вида одиночества, то высокий уровень одиночества у опрошенных (46,1%) по этому виду можно объяснить тем, что подростки, для которых ведущим типом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками, вынуждены были заменить формат непосредственного общения общением посредством социальных сетей и мессенджеров.
Когнитивный вид одиночества характеризуется осознанием ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности). По результатам диагностики данный вид одиночества присущ опрошенным подросткам на среднем уровне (46,1%).
Исследование взаимосвязи одиночества и составляющих Я-концепции подростков проводилось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Как видно из таблицы 1, поведенческое одиночество имеет обратную взаимосвязь со шкалами Я-концепции «Ситуация в школе», «Общение, популярность среди сверстников» и «Уверенность в себе». С первой шкалой у поведенческого одиночества умеренная связь, на наш взгляд, такой результат получен в силу того, что для подростков большое значение имеет общение и чувство общности с референтной группой людей, которой в этом возрасте является группа сверстников или одноклассников. Поскольку школа является социальным институтом, где подросток может удовлетворить потребность в общении, но этого не происходит, он испытывает чувство одиночества, и отношение к школе меняется, он начинает оценивать школьную ситуацию как неблагоприятную. Со второй шкалой у поведенческого одиночества установлена тесная связь. Высокая степень связи, на наш взгляд, обусловлена тем, что подростки, которые удовлетворены своим умением общаться, не испытывают серьезных затруднений в процессе налаживания дружеских отношений, вследствие чего высокого уровня поведенческого одиночества у них не наступает. С третей шкалой данный вид одиночества имеет связь средней степени выраженности, что свидетельствует о том, что подростки, испытывающие поведенческое одиночество, склонны чувствовать себя неуверенно из-за неудовлетворенной потребности в социальных контактах со сверстниками.
В свою очередь, обратная связь выявлена между когнитивным одиночеством и шкалами «Счастье, удовлетворенность», «Положение в семье». С первой шкалой установлена слабая связь (r = -0,206*), а со второй — связь средней степени (r = -0,656**). Когнитивное одиночество характеризуется осознанием ситуации собственной депривации (внутренним ощущением одиночества, опустошенностью), это психологическое состояние может способствовать оценке своей жизненной ситуации как неблагоприятной. Что касается второй взаимосвязи, то неудовлетворенность положением в семье включает непонимание или пренебрежительное отношение к проблемам подростка со стороны взрослых, приводя к осознанию равнодушия и безразличия близких людей, провоцируя тем самым состояние одиночества. Эмоциональное одиночество, согласно полученным результатам, также связано со шкалами «Счастье, удовлетворенность», «Положение в семье». Такое одиночество появляется в результате отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были, что связано с оценкой своей жизненной ситуации как неудовлетворительной из-за отрицательных эмоций и неприемлемости одиночества для подростка.
Эмоциональное одиночество также связано с неудовлетворенностью своим положением в семье, так как одной из причин возникновения служит эмоциональная холодность родителей.
Анализируя взаимосвязи постоянного одиночества с составляющими Я-концепции, мы выявили отрицательную слабую взаимосвязь со шкалой «Общение, популярность среди сверстников» (r = -0,282**) и умеренную обратную взаимосвязь со шкалой «Счастье, удовлетворенность» (r = -0,453**). При отсутствии на протяжении долгого времени психоэмоциональных связей с людьми развивается чувство неудовлетворенности общением и жизненной ситуацией в целом. Характер выявленных связей представлен высоким уровнем постоянного одиночества при низкой самооценке популярности среди сверстников, умения выстраивать коммуникацию и ощущении неудовлетворенности жизнью.
Таким образом, как показало исследование, подростки, испытывающие одиночество, прежде всего переживают неудовлетворенность жизненной ситуацией. Одиночество может служить барьером между личностью и миром, тем самым выполняя защитную функцию, а также является причиной зависимости от жизненных обстоятельств и других людей. Однако при определенных условиях оно может становиться фактором самопознания личности, развития и сохранения индивидуальности и стабилизации психофизического состояния, творчества и самосовершенствования, а также способствовать объединению свободы и ответственности в единый механизм саморегуляции активности личности.
Проблема одиночества в современном обществе является одной из главных проблем социума, поэтому ее многообразные аспекты требуют систематического комплексного исследования, а также разработки практических методов психологической помощи подросткам, переживающим чувство одиночества. Ведь особенности переживания одиночества по-разному определяют перспективы развития подростка, а эти особенности, в свою очередь, сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям.
Полученные результаты могут применяться в работе педагогами-психологами образовательных учреждений в консультативной практике по запросам, связанным с одиночеством, низкой самооценкой, трудностями в межличностном взаимодействии подростков со сверстниками и взрослыми.
Литература
- Джонг-Гирвельд, Д., Раадшелдерс, Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / Под ред. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс. 1986. — 416 с.
- Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2016.
- Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты. — Минск: Попурри, 2010. — 447 с.
- Слободчиков, И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. — 2007. — №3.
- Соколова, Е.Т. Клиническая психология утраты Я. — М., 2015.
- Столин, В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983.
- Покровский, Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. — М., 2008.
- Артамонова, А.А. Одиночество как социально-психологическое явление // Достижения биологической функциологии и их место в практике образования: материалы Всероссийской конференции с международным участием. — Самара, 2003.
- Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. — 2000. — №4.
- Кон, И.С. Многоликое одиночество // Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990.
- Неумоева, Е.В. Одиночество как общественно-историческое явление и как явление индивидуальной жизни // Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. — 2002. — № 1–2(10–13). — С. 23–29.
- Рогова, Е.Е. Влияние одиночества на зависимое поведение подростков // Общественные науки. — 2016. — № 6–2. — С. 365–371.
- Рогова, Е.Е. Проблемная область одиночества в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. — 2010. — №1.
- Эриксон, Э. Детство и общество. СПб: Питер, 2018.
- Курицина, О.В. Социальный аспект одиночества // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — №3. — С. 320–324
- Шелехов, И.Л., Федчишина, Е.С. Внутриличностный конфликт и одиночество // Вестник ТГПУ. — 2013. — №6. — С. 164–170.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка (сборник). — М.: Эксмо; Смысл, 2005.
- Тихонов, Г.М. Одиночество: стереотип и реальность. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. — 376 с.
Источник: Рогова Е.Е. Взаимосвязь одиночества и Я-концепции в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Том 9. №6.
Рогова Евгения Евгеньевна
доцент, кандидат психологических наук. Доцент кафедры организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Ростов-на-Дону